1 октября сего года в конференц-зале Храма Христа Спасителя в Москве, по сообщению сайта «Патриархия.ru»состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Казачество. Отечество, вера, служение», вышедшей в серии «Слово Святейшего Патриарха». Издание, как сообщает сайт, посвящено многовековой истории казачества, тесно связанной с Православием. Особое внимание уделяется попытке найти ответ на вопросы, кто такие казаки и какое место занимала и занимает вера в их жизни.

 

https://ruskline.ru/images/2014/30450.jpg

1 октября сего года в конференц-зале Храма Христа Спасителя в Москве, по сообщению сайта «Патриархия.ru»состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Казачество. Отечество, вера, служение», вышедшей в серии «Слово Святейшего Патриарха». Издание, как сообщает сайт, посвящено многовековой истории казачества, тесно связанной с Православием. Особое внимание уделяется попытке найти ответ на вопросы, кто такие казаки и какое место занимала и занимает вера в их жизни.

«Казачество – это не просто форма, это образ жизни воина-защитника веры православной, – подчеркнул в своём выступлении на презентации книги председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. – Этот потенциал видит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и уделяет особое внимание казакам». Директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин, также принявший участие в презентации, отметил: «Понять смысл и значение этой книги невозможно, если не видеть более широкого контекста, в котором мы все живём. Одно из важнейших понятий – российское казачество, надолго ушедшее на периферию общественного сознания, возвращается сегодня в центр общественного дискурса».

В связи с вышесказанным нелепо и даже абсурдно выглядит история со знаменитой Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконой св. Царя-мученика Николая II, которая в буквальном смысле изъята у казаков. Уже многие годы конфликт вокруг иконы то затухает, то разгорается вновь, идёт череда бессмысленных для казачества и Русской Православной Церкви, и что важно отметить, – не церковных, но гражданских судов…

* * *

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОВЕДАТЬ о самой иконе и сути конфликта, разрешите рассказать, кто такой Сергей Кришталь: благодаря усилиям в первую очередь его, казачьего атамана, икона, собственно говоря, и явлена православному мiру.

Он родился на День памяти Тихвинской иконы Божьей Матери, покровительницы Дома Романовых, на хуторе Трудобеликовский Красноармейского района Краснодарского края. По линии мамы и отцовской потомственный казак.

Кришталь – означает «крещёный». По другой версии, фамилия берёт начало от имени святого Христофора, в Православии почитаемого (от греч. Χριστοφορος – «носящий Христа», «несущий Христа», «Христоносец»). Считается Христофор покровителем путешественников.

Юрист по основному, высшему, образованию, служил срочную службу в Пограничных войсках, по увольнению в запас приказом министра обороны СССР ему было присвоено офицерское звание. Начало 90-х, распад Советского Союза, встретил на Крайнем Севере в Надыме.

«В 1992 году установили крест в Надыме, – вспоминал в тюменской газете «Казачья застава» авторитетный казак (апрельский номер за 2012 год). – Атаман Надымской казачьей общины Сергей Кришталь позвонил, пригласил нас на закладку храма. Устроили крестный ход! Идём с казаками по городу, некоторые люди кричат: «Белые в городе!», а некоторые, наоборот, крестятся, кланяются. Сегодня там уже стоит храм».

Тогда в Надыме Сергей Николаевич был в числе первых, кто создавал на Ямале, да и по стране в целом казачьи общины. Создал также первую в городе православную общину, её возглавил. В отсутствие православных батюшек сам вёл богослужения (мирянам в таких случаях дозволено, но с оговорками). А было тогда в Надыме засилье… баптистов! Нашлись силы и средства на возведение первого же в городе православного храма.

«В сентябре 1992 года, – писал сайт Салехардской епархии, – епископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение места для будущего храма. В 1994 году город впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил освящение камня, положенного в основание будущего надымского Свято-Никольского храма. В день открытия храма – 3 сентября 1998 года – город вновь посетил Святейший Патриарх». В ту пору Сергей Кришталь со Святейшим и познакомился.

А в начале «нулевых» по решению казачьего круга заказал икону Царя-мученика Николая II. Как сообщали СМИ со слов Сергея Николаевича, должен был быть это: «Образ Государя в Императорской короне и мантии на золоченом и серебряном фоне, в окружении образов Российских святых…».

Почему Образ именно Николая II?

А вы вспомните, читатель, что творилось в России в то время!

Время было, мягко говоря, непростое. Россия рушилась на глазах! Ельцин «от престола» по немощи своей и жалкого духом окружения «отказался», пришёл новый Президент, и никто знать не знал, что от него, нового, ожидать! Недавний жуткий дефолт, обнищание населения, духовный разлад… Только к истокам, традициям, родовым корням и следовало обратиться!

В 2000 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Царская семья была причислена к лику Святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских. Сей акт РПЦ многие сердца воодушевил. Не остались в стороне и Надымские православная и казачья общины. На сходе казаки решили идти покаянным паломническим автомобильным Крестным ходом от стен первого каменного храма Петра и Павла на Ямале до Гроба Господня в Иерусалиме. Было получено благословение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Начался сбор средств на икону, которую планировали взять в поход. Тут-то и начались первые искушения.

Сергей Кришталь позже вспоминал:

- Тяжело в какой-то момент было. Очень тяжело. Предательство вокруг, измена! Наш войсковой священник митрофорный протоирей Валерий Гордеев, он из Тюмени, благословил меня ехать в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В Лавре я стоял у проходной в нижний монашеский двор. Вышел игумен Герман. Указал на меня. Повёл к себе в беседку, хотя был я в гражданской одежде, не в форме (как он меня «вычислил»?)... Мы беседовали шесть часов...

В свое время (Русская народная линия, апрель 2014 г. – Крестный путь Сергея Кришталяя писал: «С тех пор жизнь Сергея Кришталя кардинально переменилась. Он – при иконе, она – при нем. Он пожизненно атаман преданного ей конвоя! Как ему это удаётся, каких средств-сил стоит? Одному Богу известно. Знаю одно: не самый это лёгкий из путей».

https://ruskline.ru/images/2014/30449.jpg

Генерал казачьих войск Сергей Николаевич Кришталь

* * *

ОБРАЗ ПОЛУЧИЛСЯ и ВЕЛИК, и ВЕЛИКОЛЕПЕН! 1 метр 75 сантиметров в ширину и 2 метра 10 сантиметров в высоту! По размерам – самый большой из тех, что посвящены Царю-страстотерпцу.

Вес с конструкцией, на которую икону для переноса устанавливают, около 250 кг. Народу, то есть мужиков, нужно немало, чтобы сие творение по Крестным ходам десятками километров на своих плечах нести! В поте лица мужики бывают, немало утомляясь! Автор этих строк – свидетель. Многажды на Крестных ходах за этой иконой, по приглашению атамана Кришталя, и нередко по бездорожью, хляби земной и небесной с молитвой ходил.

https://ruskline.ru/images/2014/30453.jpg

Поначалу икона именовалась «Надымская Царственная казачья…». Затем, с явлением ею чудес, в название вошло уточнение – «Надымская Царственная казачья Чудотворная…». Полное её наименование стало – именно «Надымская Царственная казачья Чудотворная икона св. Царя-мученика Николая II».

Образ был написан по благословению известного игумена, а ныне архимандрита Германа (Чеснокова) в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры одним из тамошних иконописцев. 

17 июля 2003 года, на 85-летие мученической кончины Царственных Страстотерпцев, отцом Германом (Чесноковым) в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Надымская Царственная казачья икона была освящена.

Вскоре, в том же 2003 году, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил известного ему Надымского казачьего атамана Сергея Кришталя на сопровождение сего великолепного образа с Крестными ходами по России и Зарубежью. С устного благословения Патриарха атаман и начал свой беспримерный поход!

Образ прошёл Крестными ходами более полумиллиона километров(!) по территории современной России, в том числе традиционным местам пребывания Царской семьи. Побывал в Белоруссии и на Украине, включая «мятежный» Донбасс, в зоне грузино-абхазского конфликта и на Афоне, в Румынии и Сербии... Списки с иконы (литографии) совершили воздушный перелет с военного аэродрома «Чкаловский» (Подмосковье) самолётом Минобороны России на российский Дальний Восток, морской кругосветный переход на учебном парусном судне «Паллада».

Образ посетил храмы и монастыри Москвы, Санкт-Петербурга, Брестской, Воронежской, Борисоглебской, Вятской, Слободской, Екатеринодарской, Кубанской, Липецкой, Елецкой, Курской, Рыльской, Минской, Слуцкой, Могилевской, Мстиславской, Новогрудской, Одесской, Измаильской, Омской, Тарской, Псковской, Великолукской, Читинской, Краснокаменской, Архангельской, Донской, Екатеринбургской, Нижегородской, Приамурской, Приморской, Тульской, Ярославской епархий Русской Православной Церкви.

На икону были нанесены около трёх десятков клейм, вложены частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона и св. преподобного Иосифа Волоцкого, противостоявшего ереси жидовствующих. В походах – Крестных ходах ей также сопутствовали иконы святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, цесаревича-мученика Алексия, написанных по заказу надымских казаков позднее.

Икона мироточит, исцеляет. Свидетельств тому множество – нередко при массовом скоплении народа, о чём многократно писали светские и церковные СМИ. Мироточат, исцеляют и ее списки (литографии).

Икона в пути являет прочие чудеса, знамения. То погода с выносом образа из храма резко и в корне переменится, явно благоприятствуя. То солнечное светило внезапно ударит четырьмя лучами (крестом) в разные стороны. То рядом с иконой Царя-страстотерпца на мгновение проявится ещё образ – какого-либо другого почитаемого православного святого… Сии мгновения фиксируют на видео и в фотографиях.

Известная журналистка, например, сопровождавшая Сергея Кришталя в очередном Покаянном Царственном Крестном ходе по маршруту Москва-Липецк-Елец-Задонск, у себя на сайте в фотоотчете с изумлением отмечала: «Солнце повторно показало нам крест. Может быть, это технический эффект, но могу сказать одно – при всей моей любви фотографировать солнце, никогда раньше на снимках такого явления не возникало!»… Таких примеров множество.

Однако казачий поход – он и есть поход, ему всегда сопутствуют всяческие лишения, травмы-ранения. То же бывало и с иконой.

Где-то не так поставили, где-то – не эдак подняли… За ветку зацепили… Дождь. Или же град, снежный разнос. В аварии на автомобиле, специально оборудованном под транспортировку Царской иконы, Сергей Николаевич попадал не раз…

А посему, цитирую один из официальных документов, «10 ноября 2014 года Икона была передана на реставрацию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру… Факт передачи Иконы на реставрацию подтверждается… актом». Главным реставратором, то есть исполнителем, как рассказывают казаки-заказчики, выступила Наталья Яковлевна Семёнова со Всехсвятского подворья Лавры.

Светские и православные СМИ Сергиева Посада в Прощёное воскресенье в феврале 2015 года со Всехсвятского подворья соощали:

«Икону царя-страстотерпца Николая Второго, размером более чем 2 на 1,8 метра, написанную в храме Петра и Павла в 2003 году по благословению архимандрита Германа (Чеснокова), восстанавливает живущая при храме реставратор-иконописец Наталья Яковлевна Семёнова. Эта икона прославилась своими чудесами, имеет и свое особое наименование: Надымская царственная казачья. Она начала свое служение в год 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского и была участницей многочисленных крестных ходов. Наталья Яковлевна очень почитает этот образ и не устаёт рассказывать, сколько людей привела эта икона к покаянию, как много чудес от неё произошло».

Как надо понимать по дальнейшему развороту событий, в реставрационных работах также принял участие её коллега Александр Иванович Родиков: под этой фамилией он всем в Лавре известен. А ещё представляется иконописцем, единственным автором Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы св. Царя-мученика Николая II.

При передаче иконы был указан объём работ – привести «в порядок» два клейма, а также срок реставрации – два месяца. Работать группа Н.Я. Семёновой и А.И. Родикова взялась не забесплатно: казаками, их соратниками было собрано по благотворителям и «порционно» передано реставраторам в общей сложности около трёхсот тысяч рублей. Расписок с исполнителей не брали: дело Божеское – кто ж в таких случаях подписи берёт, да деньги считает…

Как потом оказалось, зря!

* * *

Потому, что далее начинаются несуразицы, которые, как говорится, «ни в сказке сказать, ни пером описать»… И всё же попробуем.

Реставраторы принялись всячески затягивать работы: самовольно на клеймах иконы наждачной бумагой стали уничтожать лики Святых, снимать золотое покрытие! Что, разумеется, ни в коем случае не входило в заказанный объем работ. В связи с чем 30 июля 2015 года Сергей Кришталь попытался икону со Всехсвятского подворья Лавры забрать. Образ ему не вернули. Не вернули по сей день!

К кому только казаки с протестом и просьбой о помощи не обращались! Например, к тогдашнему наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископу Феогносту (Гузикову) в августе 2015 года. Архиепископ дал подчинённым указание в ситуации разобраться. И вскоре Сергею Кришталю сообщили, что икону со Всехсвятского подворья ему – пожалуйста – вернут! Но когда казаки прибыли на подворье, то обнаружили: иконы там… нет! Как было заявлено реставраторами, она спрятана, и в надёжном самом месте, и отдавать её казакам никто не собирается!

Атаман Кришталь был ВЫНУЖДЕН обратиться в УМВД России по Сергиево-Посадскому району Московской области с заявлением – на розыск и возврат святыни. Оттуда в начале сентября того же года ему позвонили и сообщили, что икона возвращена на место и её без проблем можно забрать… 10 сентября Сергей Кришталь и с ним еще пять казаков вновь приехали на Всехсвятское подворье. Но… Икону снова не обнаружили! Не обнаружили и никого из реставраторов.

Не буду перегружать читателей излишней информацией, потому что потом куда только ещё не обращались казаки со своей мольбой! Вплоть до Патриархии, до Генпрокуратуры России…

В ответ приходили или отписки, или «информация» наподобие следующей: «Икона святого Царя Николая II является предметом совместного владения. Вам принадлежит доска, которую Вы дали художнику, а художнику… принадлежит изображение святого Царя Николая II, нанесённое им на доску». Нелепость? Нонсенс?!

В своё время, когда заказывали казаки икону, документально оформили передачу иконописцу лишь досок, особых, дорогостоящих, изготовленных в специальном месте, а вот передачу других материалов, скажем, не менее дорогого сусального золота, исполнение других работ оформить не догадались. Верили на слово. Но кто ж знал, что дойдёт до «разборок» с иконописцем, который вдруг начал заявлять, что он тоже владелец православной святыни, а потому вправе с ней делать всё, что заблагорассудится!

Он и захотел: стал повсюду, во всех «инстанциях» уверять, что ПОДАРИЛ «предмет совместного владения» Петропавловскому подворью Свято-Троицкой Сергиевой Лавры!

Наконец (опять-таки вынужденно!), казаки обратились в Московский областной арбитражный суд. В качестве эксперта и доверенного лица я был на этом суде, состоявшемся 30 января 2017 года.

Был не случайно. Как уже говорилось, я давний друг и соратник Сергея Кришталя. Да и православный журналист с немалым опытом, кое в чём разбираюсь. Например, в вопросах церковной собственности.

Если помнит читатель, в середине 2000-х Движение «Народный Собор» и я в том числе грудью встали на защиту Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в московских Сокольниках, территорию и здания которого предприимчивые рейдеры-нувориши хотели преобразовать в игорные и прочие клубы, в зону отдыха так называемой бизнес-элиты. Мы тогда победили, надеюсь, не без помощи моих многочисленных журналистских расследований.

Лавру и живописца представляла адвокат. Она настаивала (из решения суда): «Оспаривая право собственности истца на истребуемое имущество, ответчик указывает, что исключительное право на неё принадлежат Родикову А.И., являющемуся её автором»Адвокат упирала на так называемое «авторское право». Кто написал икону? Родиков! Значит, ему она и принадлежит! Точнее, Лавре, поскольку Родиков её Лавре «подарил»…

Судья уточняла и уточняла вопросы авторского права. В своём решении, в частности, указала: «Суд обращает внимание, что предметом настоящего спора является истребование материального носителя, на котором выполнена Икона, а не защита исключительного права на Икону как объект авторского права, установление принадлежности которого не входит в предмет доказывания по настоящему спору». В итоге (вновь из решения суда): «Иск удовлетворить. Истребовать из чужого незаконного владения… Надымскую Царственную казачью Чудотворную икону Святого Царя Николая… Обязать Свято-Троицкую Сергиеву Лавру передать Региональной общественной организации «Надымский казачий округ» Царственную казачью Чудотворную икону Святого Царя Николая…».

Вспоминаю, как вконец уставшие после многочасового судебного процесса, мы радовались победе! Даже не нашей победе, а элементарного здравого смысла! Помню также, как не покидало чувство недоумения, более того – досады: ну, почему же нельзя было разрешить это недоразумение раньше! И не привлекая гражданские судебные инстанции, а в рамках самой Церкви?!

Радоваться, впрочем, было рано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года вышеназванное арбитражное решение было отменено, в удовлетворении иска казакам отказано.

Апелляционный суд в обосновании своего Постановления ссылался на Договор пожертвования иконы Лавре, подписанный А.И. Родиковымот 5 января 2015 года. Странный это Договор.

Во-первых, сей Договор, как бы в утверждение права собственности А.И. Родикова на икону, всплывает лишь на арбитражном апелляционном суде в мае 2017 года. А до этого, на протяжении двух с половиной лет, ни на предыдущих судах, ни в других материалах дела этот немаловажный документ не только не предъявлялся, но даже не упоминается! Такое впечатление, что составлен документ задним числом…

Во-вторых, в Договоре пожертвования от 5 января 2015 года нет сведений о А.И. Родикове. Например, данных его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Где он проживает, зарегистрирован? Из договора не известно. Каков, в конце концов, его статус? Он действительно – иконописец? Тогда – следовало бы тоже указать, плюс место работы. Указано только, что: «Жертвователь является автором иконы и обладает всеми имущественными правами, необходимыми в соответствии с законодательством РФ для заключения настоящего договора». Но установлено ли это право, если А.И. Родиков ни разу не появлялся в судах, не был допрошен, не признан стороной или третьим лицом, или свидетелем в процессе?

Кроме того, Родиков ли жертвователь? Да-да, читатель, я не оговорился! Есть подозрение, что данная фамилия – псевдоним всего лишь. Можно ли, в таком разе, под псевдонимом что-либо жертвовать?!

* * *

Неприятно во всём этом копаться. Но - что делать?

Вот исповедуется он под фамилией Родиков в газете «Сергиевские ведомости» (№15 (483) за апрель 2016 г.), заметка называется «Почитаемая икона Царя-мученика вернулась на Петропавловское подворье Троице-Сергиевой Лавры»:

- К сожалению, за двенадцать лет передвижений икона сильно пострадала. Реставраторы оценили её состояние как критическое... Трещины были большие, и понадобилось много времени на их устранение. Икону решено оставить в храме и больше никуда не вывозить... 

А вот его же регистрационная карточка на сайте Российской государственной библиотеки: «Родикович, Александр Иванович (1955-). Страстотерпец царь Николай II. Чудотворный мироточивый образ [Изоматериал]: [Открытка]. - Москва: Клуб Филокартистов, 2016. - 1 л.».

Или православному информпорталу «Покров» интервью даёт, под заголовком «Царь грядёт» и с преамбулой (июль 2016 г.): «После многих лет странствий по всему миру чудотворный мироточивый образ царя-мученика Николая II Светлую Пасху встречает на подворье Троице-Сергиевой Лавры в храме Святых Апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад). О создании образа рассказывает иконописец Александр Иванович Родиков». Иконописец Родиков убеждён, и это его «личное мнение», что «икона уже не может быть в крестных ходах - это просто разрушит, добьет её до конца, она должна быть в храме - на постоянном поклонении. Она здесь создавалась, вымаливалась. Я думаю, её место именно здесь».

В это же самое время то же самое интервью и с аналогичными заголовком публикует одноимённый журнал «Покров», только преамбула чуток разница: «...О создании образа рассказывает иконописец Александр Иванович Родикович».

Оживление Александра Ивановича в СМИ, случившееся в 2016 году (а более его присутствия в СМИ мне обнаружить, увы, не удалось), понятно: ему было необходимо ОБОСНОВАТЬ изъятие Чудотворной иконы у казаков. Непонятно одно - так Родиков он все же или Родикович? И как апелляционные суды принимали решения, не удосужившись установить личность дарителя-иконописца?!

А весь сыр-бор, судебные разборки с участием прославленной в веках Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оказывается, из-за того, что... привиделось одной женщине:

В конце октября 2014 г. моей помощнице Наталье Яковлевне было сонное видение, - рассказывал Родиков-Родикович в вышеназванном интервью информпорталу и журналу «Покров». - Явился царь Николай - на фоне Храма-на-Крови в выгоревшей военной форме - уставший и очень изможденный. «Я очень устал. У меня болит правая нога. У меня очень болит левый глаз», - сказал император. Когда мы начали исследовать икону - и в нижней части, и в верхней нашли расколы. Больше года мы занимались реставрацией лицевой стороны иконы. Полностью снималось золото, только лик был не тронут, его повторить невозможно... 

Увы, в ноябре 2014 года, принимая у казаков на реставрацию образ, о «вещем сне» отчего-то умолчал.

Долго в тайне хранил, что почти сразу, как оказалась у него икона, в январе 2015 года, якобы, по Договору, официально«передал» её в дар Лавре.

По ходу «реставрации» стёр со святыни из надписи ставшее уже историческим первое из слов-наименований «Надымская».

Открытку с образом выпустил, вдруг «запамятав», что «Страстотерпец царь Николай II. Чудотворный мироточивый образ» - с иконы это не только «Надымской», но и «казачьей».

В интервью своих дело повернул так, что только он, её автор, и ходил с Чудотворной сотни тысяч километров по городам, весям и странам, а роль казачеству отвёл ту, что на одно лишь и сподобило служивых людей - доски для иконы достать.

Да, собственно, он ли один автор иконы?! Автор ли вообще?!

Создатели иконы Александр Родиков и Наталья Семёнова (фото и подпись с сайта http://pokrov.pro)

Скажем, с его, понятно же всем, слов повествует журнал «Покров» (лето 2016 г.): «Над созданием образа Александр Иванович Родикович и его помощница Наталья Яковлевна Семёнова, выполнявшая золочение и надписи на иконе, трудились 11 месяцев». Что ж тогда в соавторы и в дарственную, когда «жертвовал» икону Лавре, эту свою талантливую сподвижницу не включил? А когда привиделось даме нечто, дескать, Царь «устал», у него «болит правая нога... болит левый глаз», весь удар перенёс на неё, «слабую» женщину: мол, я тут не в счёт, не мне, а «помощнице» привиделось!

И так ли «слаба» эта его «помощница», ежели ей, а не Родикову (Родиковичу) была поручена реставрация иконы? СМИ же об этом, а она им, напрямую говорили!

Может быть, и лик Царя, что главное, «несущее» в образе, который, опять-таки с его же слов, «повторить невозможно», изобразил некогда на иконе не он сам, а привлекая кого-то из «помощников»?

Хранится же святыня отнюдь не в самом из почётных мест: как рассказывают Сергей Кришталь и его соратники, в притворе храма. И портится, говорят, - позолота, клейма сыпятся, впору заново к реставрации приступать...

Какими мотивами руководствуется Родиков, он же Родикович? Что за цели преследует, сам на суды не являясь и в буквальном смысле подставляя Лавру, её наместников, иерархов Церкви? Гордыня живописца обуяла? Он, насколько понимаю, автор этой единственно известной иконы, а более про его работы информации не найти. Расспрашивал и знакомых нерядовых, опытных иконописцев: ни про Родикова, ни про Родиковича слыхом они не слыхивали... Или выполняет чей-то заказ? Мало мне это интересно.

Однако то, что Образ Святого Царя-страстотерпца в очередной раз пытаются «задеть», принизить, - это действительно тревожит! Мало, разве, извне откровенной лжи, всяческих инсинуаций, касаемых Святого Царского имени?! Так давайте теперь внутри Церкви вокруг Царской иконы «разборки» устроим!

Как бы то ни было, а ввёл горе-иконописец нас, православных, в заблуждение. Ни по гражданским законам, ни по церковным канонам данная Царская икона ему никак не может принадлежать!

* * *

Невозможно даже представить, чтобы великий русский иконописец прп. Андрей Рублёв написал «дарственную» на сотворённую им икону какому-либо монастырю или кому лично! В Православной церкви свои Законы, Духовные, и в этом смысле образ, вышедший из-под пера истинного иконописца, пишется изначально по благословлению того или иного священнослужителя, а после акта церковного освящения в материальном плане «богомазу» не принадлежит. Таким образом, любая икона - явление Божественного порядка. При этом никто не оспаривает его, иконописца, авторства - если образ написан Андреем Рублевым, так он, Андрей Рублев, и есть автор!

Другой версии придерживались поборники так называемой «ереси жидовствующих», которую Русь XV века с трудом, но преодолела. Они отрицали Божественную сущность иконописных образов, приравнивая их к рядовым, в светском понимании, произведениям искусства, над иконами глумились. А ещё им весьма близко было понятие так называемого «авторского права» - в рамках набиравших силу на Западе пресловутых «прав и свобод»! Чем закончили эти поборники, хорошо известно.

В нашем случае образ Царя-страстотерпца был исполнен по заказу и при основном финансировании со стороны надымских казаков. В монастырских стенах иконописцем, являвшимся, по сути, штатным сотрудником тамошних мастерских (то есть доход получал, не голодал, не бедствовал). По благословению - и казаков, и иконописца - от далеко не рядового священнослужителя, который с окончанием работ икону освятил. Икона в наименовании получила прилагательные «Надымская» и «казачья», что изначально рукой всё того же иконописца было зафиксировано на ней соответствующими шрифтами и надписями.

Именно казаков, и никак иначе, Патриарх Алексий II благословил на многотрудные Покаянные Крестные ходы по России и Зарубежью. На авторские права автора, то есть иконописца, никто не покушался - он им, автором, оставался, по приглашению казаков иной раз участвуя в регулярно проводимых ими Крестных ходах-походах.

Что случилось в конце 2014 года, когда казаки передали икону в Лавру для реставрации, одному Богу известно. Иконописца, что называется, «понесло»! Дошло дело до светских судов-«разборок»...

Однако проблема, господа, в том, что и в светском понимании имущественных прав на икону Родикович, он же Родиков не имеет!

Первый арбитражный суд в начале 2017 года, в котором казаки «победили», не случайно в своём решении обратил внимание на то (цитирую), что «переход права собственности на материальный носитель к истцу (о, Господи! «Материальный носитель» - это, знаете ли, Царский образ! - Авт.) косвенно свидетельствует выполненная на лицевой стороне Иконы надпись: «Божьим велением Надымская Царственная казачья Чудотворная икона явлена в храме Святых Петра и Павла до Воскрешения Православного и Самодержавного царства Русского», на оборотной стороне иконы надпись: «по заказу атамана Надымского казачьего округа полковника Кришталь С.Н.». 

Но дело даже не в надписях. Дело в том, что последующие апелляционные суды не учли законодательный постулат о приобретательной давности!

«Приобретательная давность» - это чисто юридический термин. Это статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. Да простит меня читатель, что излишне его напрягаю, но я должен, обязан дать комментарий.

Пункт 1 этой статьи гласит: «Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность)». А если «по-русски», то... Казаки открыто, ни от кого не скрываясь, владели «спорной» иконы ажно с 2003 года, и никаких претензий на владение иконой до 2015 года Родиков (Родикович) им не предъявлял (на получение права безусловного владения спорным движимым имуществом законом отводится, как говорилось выше, пять лет).

Кроме того, Родиков (Родикович) не имел с казаками «договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.)» (см. пункты 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

И - точка?

Вместо заключения

Генерал казачьих войск, атаман конвоя Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы св. Царя-мученика Николая II Сергей Кришталь вновь подал заявление в суд. На сей раз в Сергиево-Посадский городской. А если бы не подал? Какой же тогда он атаман, что за генерал, уступив святыню в борьбе!

Теперь оспаривает Договор дарения (пожертвования), заключенный Родиковым (Родиковичем) с Лаврой, требует признать его недействительным. Первое судебное заседание должно было состояться в понедельник 30 сентября сего года. Не состоялось. Заявленный иконописец, как всегда, не пришёл, да и по каким-то другим причинам суд заседание отложил. Но можно не сомневаться - не отступит Сергей Кришталь!

Сколько это может продолжаться? Вечность? Или, быть может, давайте, всё ж таки, по-другому? Давайте - по-Божески! По-нашему, православному!

Тем паче, что на Воскресенском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где хранится Царский образ, назначен новый, молодой настоятель, а настоятель предыдущий, преклонный годами архимандрит Герман (Чесноков), невольный участник описываемых событий, освобожден от этого послушания. Да и в самой Лавре в последнее время немалые перемены: решением Священного Синода в феврале этого года наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» назначен епископ Парамон (Голубка), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

На мой взгляд, хотя и с запозданием, вполне возможно прекратить бессмысленные на протяжении лет судебные «ристалища». Сергею Кришталю следует забрать заявление из суда, а Лавре - вернуть казакам их Царскую святыню.

Пережитый же конфликт будем считать чьей-то оплошностью, недомыслием, недоразумением, одним словом.

Былые обиды забудем. По-христиански, как и принято. И без того их хватает в нашей неуёмной, суетной жизни...

Сергей Васильевич Скатов, полковник казачьих войск, академик Международной Славянской академии, председатель Нижегородского отделения МОО «Русское Собрание», координатор Движения «Народный Собор»

Чсточник: https://ruskline.ru/