Главная Статьи Статьи За Веру, Царя и Отечество!
Оглавление
За Веру, Царя и Отечество!
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

Исторический очерк, автор атаман РОО "НКО" Кришталь С.Н.

Исторический очерк

- 2000 летию Рождества Христова,

К-420 летию Сибирского казачьего войска,

-400 летию  дома Романовых,

-Началу возрождения казачества и Православия на Ямале

 

ЗА

ВЕРУ,

ЦАРЯ,

И

ОТЕЧЕСТВО!

“Не в силе Бог, а в правде”

Александр Невский

В 1994 году выдалось на удивление раннее лето. Первые, ещё не очень злые, комары и мошка были отчётливо различимы на фоне светлого неба белых полярных ночей. Оголившийся от скудной растительности песок сверкал отражёнными лучами низкого солнца, как белый настоящий снег.

Конец июня в приполярье вызывает ощущение, что северная природа изготовилась на старте перед спринтерским броском в двухмесячное летнее буйство. Причём, возникает необъяснимая уверенность в том, что и все растения и всякая живность знают о необходимости успеть совершить свой жизненный цикл в отведённое неумолимым северным секундомером короткое время. Стремление всего живого, в этих условиях, стартовать раньше климатического сигнала вызывает сложное чувство уважения перед героизмом и силой жизни, жалости, особенно при виде лебедей садящихся после изнурительного перелёта на озера с ещё не растаявшим льдом и, конечно, огромного восторга перед первыми зелёными ростками после студеной длительной зимы.

Именно в эту пору звенящего предчувствия наступающей радости жизни впервые, по воле Божьей, в град Надым и Надымский район решил совершить свой визит Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси    Алексий-II.

В аэропорту, на перроне, привокзальной площади и прилегающих дорогах, в ожидании прибытия высокого гостя сосредоточились многочисленные Надымчане. Вот в небе показался салон-самолет генерального директора “Надымгазпрома”. И вдруг, о чудо! С небес, словно божья роса, на изумлённых, встречающих его Святейшество людей, упали капельки первого летнего дождя, чудотворно расцветая радугой дивной красоты. Еще одно мгновение и самолет, прокатившись по посадочной полосе, застывает на стоянке. Просто дух захватывает от торжественности момента и от мысли, что являешься свидетелем того, как впервые за 412 лет нога Первосвятителя земли Русской, ступает на Ямальскую землю.

Замерли знаменосцы, сводный почетный караул казаков Обско-Полярной казачьей линии обнажив шашки во главе с товарищем атамана Общероссийского Союза казаков полковником Владимиром Наумовым, товарищем атамана ОПКЛ Степанченко В.И., атаманом Назовского казачьего округа Корневым В.В., Уренгойского казачьего округа Губановым П.Я.. Эта почетная встреча Патриарха на летном поле, была впервые в России организована казаками, после многих лет лихолетья. На суровых лицах казаков выражение душевного восторга. Свершилось! В этот миг про себя благодарили и славили Господа, потомки христолюбивых воинов волжского казака Василия Тимофеевича Поволжского или, просто по-казацки батьки Ермака, присоединившего эти земли в состав Руси Великой.

 


Его Святейшество встречают те, кто всей душой стремится возродить великое наследие Русского народа, его культуру и Православную веру. В руках сотника Владимира Баранова на рушнике заиграла солнечными бликами икона Святителя Чудотворца Николая Мирликийского. Казачата Петр и Сергий, будто ангелы, с детскими светлыми улыбками дарят цветы Предстоятелю Русской Православной церкви.

 

Отведав хлеб-соль и благословив встречающих, Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий-II сказал: “Чем дальше на север, тем теплее”. И строго, по отечески, обратился ко мне: “Староста, храм строишь?” Я ответил: “Строим Ваше Святейшество!”

Солнце над Заполярным горизонтом описывало очередной виток, а христолюбивое воинство, не сомкнув глаз, под руководством благочинного митрофорного протоиерея Валерия Гордеева готовилось к утренней службе. По воле Всевышнего и его провидению 28-му июня 1994 года суждено было стать днем освящения строительной площадки Свято-Никольского Надымского храма.

Близилось светлое, радостное событие и немногие из присутствующих осознавали значимость происходящего, а тем более причины, побуждающие казаков бескорыстно и добровольно посвящать себя праведному служению.

Славные страницы истории русского народа рассказывают нам о благодатной великой силе, нашедшей достойное приложение, когда казаки Ермака, при Чудотворном содействии славного Святителя Николая Угодника Можайского, взяли на себя неограниченную свободу действий на великой азиатской равнине от Урала до Ледовитого океана, полностью подчинив все Сибирское царство.

Задолго до похода Ермака летописцы засвидетельствовали много чудных видений: “огненный столп до облаков, вооруженных воинов, летевших на крыльях, несущих на плечах дивный престол и воинов в блестящих искрометных латах (Св. Димитрий Солунский), и грозного старца с мечом в руках”. Этот чудесный старец был Святитель Николай, ратовавший за православных молитвами по их вере. Усердно молился с просьбой о Божьей милости батька Ермак Тимофеевич. По его молитвам явился ему Св. Николай Можайский благословив идти за Урал-камень.

В 1581 году казачью дружину Ермака в 540 сабель снаряжают в поход известные купцы Строгановы. С божьего благословения с Ермаковой дружиной уходят и священники нести свет православия в неведомые далекие земли сказочного Сибирского царства.

Предания говорят, что каждая сотня получила от купцов Строгановых по иконе, и эти образа стали казачьими святынями. С образами вступали в бой, оберегали и защищали их подобно полковому знамени. Как живые свидетели многочисленных подвигов казаков, воздвигнуты по пути следования их часовни и храмы.

Православная дружина наиболее чтила и любила икону Тезоименитого Николая Угодника в виде образа его Можайского с мечом в одной руке и с Божьим храмом в другой.

Двигаясь водными и степными путями, казаки ставили остроги, вокруг которых силою своего духовного превосходства и просвещенностью объединяли местное население. Через полвека дойдут казаки до знаменитого Форта Росс, самого дальнего русского владения. История донесла до нас имена первопроходцев, в летописях, преданиях, житиях Святых. Ермак, Дежнёв, Хабаров, Поярков, Атласов, Стадухин, Москвитин - вот далеко не полный список великих атаманов - землепроходцев, под началом которых тысячи безвестных казаков в неведомых землях строили городища, остроги и Православные храмы, ценой своей жизни расширяя границы Государства Российского.

В 1586 году на реке Туре был заложен город Тюмень, в следующем году - близ крепости Искера - Тобольск, в 1593 г. Берёзов, в следующем г. Сургут.

По приказу Никиты Траханиатова  в 1595 году в устье р. Полуя был заложен казачий острог Обдорск - нынешний г. Салехард. Со временем численность Назовских казаков достигла сотни в составе Тобольского казачьего батальона.

В Надымском районе сподвижники Ермака в Ненецком поселке Хэ (в переводе “водоворот”) в те далекие времена основали казачью заставу, Свято-Никольскй храм, духовную миссию и далее самый заполярный храм на Новой земле.

Завершив сей Великий подвиг, казаки приступили к выполнению ещё более масштабной задачи-будущего развития присоединенных к России необъятных территорий. И на этом поприще сказалось благодатное влияние великого покровителя Сибирских казаков Святого Николая Угодника.

Кровавой тенью, концлагерями и разгромленными храмами пронеслись в Сибирских краях годы великой смуты.

Мне довелось по приказу батьки Хмелева Геннадия Ивановича, первого атамана Тюменского линейного казачьего войска времен Начала возрождения, нести службу начальником караула в день 410 годовщины Сибирского казачьего войска на месте разоренного храма и казачьего кладбища в граде Тюмени, места высадки и схватки дружины Ермака с передовым отрядом хана Кучума. Ныне это место пересечения улицы республики Ленина и Республики у областного исторического музея. Пришедшие к установленному потомками казаков закладному кресту и камню, старожилы свидетельствовали, что видели извлекаемые в их присутствии из земли деревянные колоды с нетленными мощами воинов и были потрясены происходившим в смутные времена вандализмом.

Прошли годы лихолетья. Поросли быльем могилы наших предков, но по Воле Божьей, под покровом Вышних сил настало время собирать камни.

28 мая 1992 года на совете атаманов Тюменского казачьего союза в г. Тюмени, с представления духовного наставника Тюменских казаков войскового священника, секретаря епархии, настоятеля Знаменского кафедрального собора  митрофорного Протоирея Валерия Гордеева, наказного атамана хорунжего Сергея Николаевича Кришталь благословил на труды “Во Славу Божию” Его преосвященство, преосвященнейший епископ Тобольско-Тюменской епархии Владыка Димитрий. А в июне  в г. Надыме собрались казаки и приняли решение: “Без Бога, не до порога, Православному храму быть”. Прийти на  городское  собрание, принять решение о создании Православной общины отважились только казаки, а всего то надо было десять подписей. Это было непросто, ведь впереди зрела очередная русская смута, в народе поговаривали о возможных предсьоящих репрессиях.

Однако, несмотря ни на что, 2 сентября 1992 года нами был получен статус юридического лица, а Управление юстиции Тюменской области выдало свидетельство о регистрации №19. При содействии главы администрации г. Надыма и района Гомона Владимира Владимировича и генерального директора Надымгазпрома Ремизова Валерия Владимировича, к 5 сентября 1992 года был воздвигнут Крест Господень и заложен закладной камень Свято-Никольского храма.

Многие Надымчане запомнили этот крестный ход, когда атаман со товарищами и Преосвященнейший Владыка Димитрий с хором семинаристов несли Православный крест, чтобы застолбить здесь Святую Русь.

 


Стремительно сгущались тучи над городом, разразилась гроза небывалой силы. Сверкали молнии, с небес к закладному камню опустилось голубое свечение, крест стоял в столпе света. Господь сподобил многих наблюдать тогда это чудное явление!

 

Вспоминает заместитель председателя правления РАО Газпром Валерий Ремизов: “Был сильный ветер и мороз. Божественное пение хора семинаристов звучало над городом, закладным камнем и воздвигнутым крестом”.

Свершилось! Воздвигнут Крест Господень и освящено место под храм. Горожане со слезами на глазах, окружив Владыку Димитрия и казаков, выражали душевный восторг по поводу произошедшего исторического события!

Мгновения радости, сменили трудовые будни, не было денежных средств на проект храма, оргработа порой велась дедовским способом, когда казаки пускали шапку по кругу. В отсутствии храма, верующих надымчан, с благословения правящего архиерея, стали духовно окормлять священники Знаменского кафедрального собора г. Тюмени. Осенью 1993 года, благочинный отец Валерий на войсковом круге в г. Новом Уренгое торжественно вручил проектную документацию будущего Надымского Свято-Никольского храма с наказом к весне следующего года начать строительство.

Вспоминается поход атаманского правления к генеральному директору “НГП” Чугунову Л.С. с одним предложением-пора начинать строительство храма. Шли часы, Леонид Семенович вел прием в порядке очереди. Ближе к полуночи заместитель генерального директора Александр Васильевич Рогачев, приглашает в кабинет к генеральному директору. Начался непростой диалог о значимости и важности духовного возрождения для газовиков и возможности финансирования проекта. Наши аргументы, а также то, что техническая часть проекта была предварительно обсуждена с заместителем генерального директора по капитальному строительству Рябчуковым А.Г. и получила его одобрение, видимо сыграло свою роль. Леонид Семёнович, еще раз взвесив все “за” и “против”, склонился над проектом храма и поставил своё согласование, а потом взглядом указал на меня: “Ваша подпись, атаман”.

Александр Васильевич подсказывает, что необходимо выдать гарантийные письма для оплаты “НГП” закладки фундаментов и поставок кирпича в полном объеме, а привязку проекта поручить ПСБ “НГП” под руководством Лета В.И..

Продолжается активное обсуждение и, дабы развеять оставшиеся сомнения,  я предлагаю генеральному директору позвонить нашему духовному наставнику протоиерею Валерию в г. Тюмень. Попросив благословения у отца Валерия, и представив ему Леонида Семеновича, мы уточнили детали закладки храма. Так была сделана еще одна веха в истории Надыма. Уходили мы из кабинета генерального директора далеко за полночь с осознанием начала большого пути духовного возрождения на Севере Крайнем.

В последствии по предложению Леонида Семеновича Чугунова для организации строительства храма был создан попечительский совет под руководством мэра г. Надыма и района Ковальчука В.Н., а по предложению заместителя председателя правления ОАО “Газпром” Ремизова В.В. генеральным подрядчиком было приглашено ЗАО “Надымстройгаз” под руководством Липатова С.А.

Церковно-приходской совет, согласно решения попечительского совета, взял на себя организационную работу по согласованию проектной документации, приобретению внутреннего убранства храма, церковной утвари и т.д..

Господь не оставил труждающихся и молитвенно помнящих мирян без внимания, и вознаградил 27-28 июня 1994 года казаков со товарищами, газового генерала и горожан визитом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия-II на Север Крайний.

Город газовиков Надым жил в ожидании объявленных мероприятий. В вечерних новостях прошел сюжет встречи в аэропорту. Часы отсчитывали исторические минуты. Надымчане досматривали утренние сны, а на строительной площадке отец Валерий в очередной раз проверял, все ли предусмотрел атаман, все ли вопросы решил с руководством “НГП” и городской администрации.

С раннего утра люди стали подходить к месту строительства храма, постепенно заполнив территорию стройплощадки и прилегающие к ней возвышенности, вплоть до крыш близлежащих домов. Вдали послышался звук сирен Патриаршего эскорта. В то время, будто по зову предков, впервые после стольких лет безбожия, Надымчане массово встали на молитву.

Многие из присутствующих приехали на Север временно. А фактически остались навсегда. Надымский регион осваивали со всего бывшего Советского Союза: русские и белорусы, украинцы и башкиры, татары и казахи, и эта интер­национальность здесь очевидная реальность.

В образованном живом коридоре застыл казачий караул совместно с милицией, с трудом сдерживая желающих получить благословение Первосвятителя. У врат строительной площадки и будущего храма атаман заканчивал последние приготовления, и взяв на руки рушник с хлебом, пошел навстречу подъезжающему кортежу.

Еще мгновение и у врат храма остановилась Патриаршая машина. Нога первосвятителя земли русской ступила на церковную землю, за ним Владыка Димитрий и Леонид Семенович. Несколько шагов, и вот он долгожданный момент торжественной встречи.

Приняв и отведав хлеб-соль, благословив инициаторов возрождения православия, его Святейшество с хитрецой взглянул на колокольню, спросил: “И колокола уже есть?” Вместе с утвердительным ответом адъютант атамана разворачивает проект храма для доклада: “Ваше Святейшество! Высота Свято-Никольского Надымского храма будет составлять 28 метров по верхней отметке, и мы надеемся, что храм станет не только главной жемчужиной, украшающей град Надым, но и его духовной осью. В Вашу честь звонят колокола.” Над Надымом впервые зазвучал мелодичный перезвон колоколов, возвещая возрождение Православия.

 


Патриарх просиял и торжественно произнес: “Север встречает нас теплом”. Благословляя казачат, он по-отечески знакомится: “Маленький казачок, как тебя зовут?” “Сережа.” “А тебя?” “Петя”,- с гордостью ответил казачок в белой черкеске.

 

Благочинный отец Валерий, сияя праздничной ризой, вынес на благословение Патриарший крест с пророческими словами: “Город насчитывает 20 лет своей жизни. Нет храма. Здесь начинает строиться храм в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца. И этот храм будет храмом-памятником Российским Новомученикам, которые взошли на голгофу на этой суровой земле. Войдите в сей храм, Ваше Святейшество, и помолитесь Вашей Первосвятительской молитвой, чтобы храм сей, как можно быстрее, был построен”.

Под перезвон колоколов свита Патриарха чинно следовала к закладному камню и кресту. Минуты подготовки и Первосвятитель земли Русской, молитвенно обращается к иконе Христа Спасителя, стоящей на престоле, к Вышнему Богу, прося Божьей благодати на освящение места строительства Свято-Никольского храма.

Стоявшие на молитве Надымчане и гости застыли, осознавая свое нахождение под кровом Вышних сил. В этот божественный миг каждый из присутствующих в глубине души создавал свой маленький храм. Казалось, время остановилось, и Господь направлял неимоверную благодать к месту молитвы, которая передавалась всем присутствующим. Дети, будто ангелы, закрывали свои глаза под молитвенное пение. Отслужив молебен, освятив воду и окропив место строительства, закладной камень, первые кирпичи и близ стоящих, Патриарх благословил на молитвенную память жителям града Надыма икону  Христа Спасителя в позолоченной ризе с золотой памятной табличкой и с вензелем Его Святейшества.

Владыка Димитрий подтолкнув меня к его Святейшеству. Я встал пред ним, перекрестился и, поцеловав руку Алексию-II, взял икону и понес в народ. Душевная радость выплескивалась наружу. Лица людей сияли. Мы получили живой огонек веры, святого покровителя и заступника для всех православных Надымчан.

Патриарх поклонился и сказал: “Низкий поклон вам за ваш труд, за ваш подвиг. Не будь тех богатств, которыми обладают недра этого края, лишится Россия тепла и света”.

Проведение Господне готовило в этот день еще один визит на край земли в бывший поселок Хэ на берегу Обской губы.. Жесткий график Патриаршего пребывания был рассчитан буквально по минутам. В вертолете по просьбе гостей вытащил казачью шашку из ножен, показывая свою родовую реликвию.

Вчера, во время встречи в зимнем саду профилактория “НГП” с Патриархом Московским и всея Руси Алексием-II, мне также довелось поведать, как перешла по наследству к атаману боевая шашка генерала Виктора Терещенко, начальника штаба знаменитого кавалерийского корпуса генерала Белова, с боями дошедшего от стен Москвы до Берлина. В 1943г. за подвиги в боях, генерал наградил ею моего дядю, командира усиленного разведывательного эскадрона капитана Ивана Цилюрика за подвиги в боях, из которых он выходил с минимальными потерями. Но сначала, Первосвятитель обстоятельно поинтересовался кто я и откуда родом, где крестился, живы ли родители, где учился, почему занялся возрождением веры предков на Надымской земле? Незаметно разговор коснулся жизненно важных социальных вопросов Надымчан, а также отношений к руководителям Газпрома и городским властям. Казалось, нет такой темы, которая не волновала бы Патриарха. Все это трогало и говорило о неугасимой душевной силе, чуткости и внимательности к своим собратьям и являло всем пример истинного христианского служения - служения Господу и Отечеству.

Через час полета я показал экипажу вертолета МИ-8 место посадки. Следующим заходит на посадку вертолет “НГП”. Атаман с казачьей святыней - иконой Святителя Николая Чудотворца Мирликийского, совместно со старейшиной ненецкого рода Хотяко Мейковичем Езынги и местными старожилами в красочных национальных одеждах готовятся с хлебом-солью встречать Патриарха. Гордо реет на флагштоке казачий Андреевский флаг. Владимир Наумов отдал казакам распоряжение стать в каре. Застыл, отдавая честь почетный караул.  Первосвятитель вышел из вертолета и оказался у самого края земли, на берегу Северного Ледовитого океана. С сопки, из вновь поставленной казаками часовни, по небу поплыл колокольный звон. Под звуки этого колокола, словно по ковру, расшитому природой, атаман повел Патриарха к останкам Хэнского Никольского храма. Поклонившись кресту и пропев молитву Святителю Николаю, Первосвятитель, перейдя по мостку ручей, начал подниматься по крутому склону сопки к часовне, поставленной в память о тех, кто остался лежать на этой скорбной земле, приняв мучения за веру и народ свой. Во время данного восхождения Патриарх назвал это место Русской Голгофой.

По дороге к храму я поведал Его Святейшеству рассказ живой свидетельницы - старожила этих мест Зобниной Агнии Матвеевны о благолепном поселке Хэ, тянувшемуся до 10 км вдоль берега Обской губы. Где, некогда, стоял Свято-Никольский Хэнский храм, действовала духовная миссия, стояла казачья застава,  фактория возглавляемая купцом Алексеем Турковым. Под звон церковных колоколов съезжались на церковные праздники ненцы, зыряне, русские казаки со всех близлежащих поселков и стойбищ Ямала.

Одним из ярких воспоминаний Агнии Матвеевны является личное общение с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Крутицким и Коломенским Петром, который находился в ссылке в этих краях с 1927 г. до момента последнего ареста. В этот поселок на край света ходили гонцы из Московской Патриархии. Приносили почту, посылки, всевозможные сообщения о жизни церкви. Митрополит Петр Крутицкий, находясь в ссылке, разработал и передал с гонцами Обращение к русской Православной церкви о непризнании Советской власти, которое было перехвачено большевиками в г. Салехарде. Патриарший местоблюститель Митрополит Петр был арестован и отправлен по этапу в г. Челябинск, где и был впоследствии расстрелян.

В памяти местных ребятишек Митрополит Петр остался жизнерадостным старцем и, не смотря на тяготы и невзгоды ссыльной жизни, находил время для общения с местными жителями, отдавая последнее детям, больным и страждущим.

Последнего смотрителя храма Кузнецова Василия Степановича арестовали вскоре вслед за Митрополитом Петром. Неизвестна и судьба епископа Василия Беляева. Поселок Хэ с разгромом храма канул в небытие.

 


Преодолев подъем и остановившись у часовни Его Святейшество благословил установить памятную доску об этой исторической встрече и памяти о тех, кто живот свой положил за други своя и Отечество! Свидетели свершившегося   осознавали, что преодолен временной барьер и история оказалась рядом с ними. Справа догнивают останки памятника В.И.Ленина. Могила расстрелянного чоновцами знаменитого купца  А.Туркова поросла быльем, а тех, кто учинил расправу над мучениками, расстреляли их последователи и только кресты православные не тронуло время, словно дожидаясь сегодняшнего Патриаршего служения о упокоении душ.

 

Отслужив литию, Его Святейшество подошел ко мне и вынес благодарность за подвиг в деле Начала возрождения, и только Владыка Димитрий кинул недовольный взгляд. Вместе с Патриархом мы спустились с сопки по расшитому тундрой природному ковру из цветущих трав. В воздухе стоял пленяющий аромат, слышалось жужжание шмеля, и всем присутствующим казалось, что они на краю земли в маленьком райском уголке. А ведь всего незадолго до приземления  Первосвятителя в воздухе стоял столб из комаров и мошки.  Господь вновь явил нам свое чудо избавив нас от злых насекомых. Внизу нас ждала уха из Обского осетра приготовленная на костре с дымком, от аромата которой у Всех гостей возникал небывалый аппетит. У самой воды были накрыты столы, с казачьей чаркой, где знаменитый северный малосол, янтарного цвета, истекал жирком на солнышке. Лисий атаман подъесаул Булс Оскар Александрович, доложил о выловленной рыбке к столу, а также преподнес с казаками подарок Его Святейшеству, живого громадного икряного осетра под сотню килограмм, для отправки в Его Московскую резиденцию. История знает такой же случай, когда Донской атаман Платов отправлял такого же осетра с Дона Серафиму Саровскому.

Часы отсчитали минуты пребывания Патриарха Алексия-II в северных широтах. По пути в Надым Патриарх Алексий-II неожиданно попросил совершить посадку в ненецком поселке Ярцанги, сказав, что не может улететь с Севера, не побывав в ненецком чуме и не оставив частицы тепла хранительницам семейного очага. Встречать Патриарха Алексия-П вышли женщины и дети. Мужчины в это время были на промысле рыбы. Патриарх Алексий-II сфотографировался с коренными жителями стойбища на фоне чума Обской губы, благословил их и пожелал им благоденствия и мирного жития.

Завершающая пресс-конференция в “НГП” подвела итоги визита Патриарха Алексия-II по всей Западной Сибири от Тюмени, Тобольска, Нижневартовска и заканчивая Надымом.

В завершение визита Патриарх Алексий-II посетил кабинет генерального директора “НГП”, где Леонид Семенович на карте Ямало-Ненецкого округа рассказал о тех сокровищах в недрах Ямала, которые будут направлены на возрождение могущества России.

Коротки минуты встречи, но и они подходят к концу. Надымчане на улицах города ждут Патриарха Алексия-II, прощальный взмах рукой - и это уже история.

Настали минуты прощания в аэропорту, взятие благословения на дальнейшие благие дела. Владыка Димитрий, к недоумению присутствующих, представил Патриарху к награждению золотым крестом иерея Николая Цирки, назвав его основателем строящегося Надымского Никольского храма и организатором Его Патриаршего визита в г. Надым. Это было тем удивительнее, что все знали, о прибытии иерея Николая в Надым всего за два часа до визита Его Святейшества и о его роли гостя во время только-что закончившегося визита. Таким же образом произошло награждение основателей храма в поселке Ямбург Надымского района, где первый староста Уренгойского храма Св. Георгия Победоносца и первый староста Ямбуржского храма Св. Апостола Иоанна Богослова, атаман есаул  Игорь Петрович Овчинников  на время визита Его Святейшества 14 августа 2001 года фактически был предан забвению. Но к таким отношениям чиновников, в том числе церковных,  казакам не привыкать. Потомки тех, кого не сломали в годы репрессий знают, что не земные награды надо зарабатывать, а венцы небесные. Поэтому не могут многие из выше перечисленных особ понимать, что заставило атамана оставить высокооплачиваемую работу в “НГП” и в 1993 году уйти на минимальную зарплату на должность председателя церковно-приходского совета. Может быть это зов предков, ведь его прадед по отцу Александр Александрович, был вахмистром, а по матери род Коваленко слыл атаманами станицы Славянской Кубанского казачьего войска. Об этом я узнал перед смертью матери в 1989 году, которая была репрессирована в 1933 году. Старших дочерей Раису и Таисию забрали в Славянский исполком прислугой, а её красноармейским пинком сапога выбросили из отцовской хаты крытой камышом. Отца в лагеря, а ей пришлось по морозу, ночью в плавнях,  пятилетней босой в мороз идти к тетке в ст. Петровскую, которая испугавшись доноса соседей, отвезла её родне, подбросив под забор роду Диденко  х. Бараниковского. Тетка Таисия выйдя ночью услышала тихий визг, подумала, что собачонка лежит под калиткой. Выйдя,  нашла сверток в мешковине в котором была укутана моя мать Елена Семеновна. Выходив и поставив мать на ноги, тетка оставила её на хуторе до 1937 года, пока её отец не вернулся с мест заключения. Дед Семен уйдет на фронт ездовым в 1941г, дойдет  до Берлина и на родных колхозных лошадях вернется в станицу. Мой же дед Кришталь Иван Александрович, командир батареи 143 артелерийского полка резерва главного командования,  без вести пропавший при обороне Крыма в 1942 году. Моя бабушка Елена Ивановна до последних дней ждала весточки, и только памятная надпись у Вечного огня, напоминает нам о хуторянах положивших живот свой за други своя и Отечество!

Может быть по зову предков, в 1990 году мне было видение во сне, что начнет возрождаться казачество, Православие, о том что нам предстоит сделать. Проснувшись в холодном поту, я начал в спешке рассказывать жене предсказанное, ответив на её удивление тем, что нам с ней ещё придется встречать в Надыме Патриарха.

Пролетели годы. В Надымском районе выросло два храма. В стадии строительства Пангодинский Рождественский храм. Освящение закладного камня и Креста Господня происходило в сорокаградусный мороз в 1996 году. Отец Александр Лемешко едва успевал окроплять святой водой замерзавшей на лету. Господь и здесь проявил чудо, послав в сей час на застывших в молитве Пангодинцев белые сверкающие, переливающиеся на солнце кристаллики снега.

Стало доброй традицией в честь Светлого Воскресения ежегодно проводить традиционный фестиваль казачьей песни и танца “Казачий круг” с участием детских творческих коллективов на базе ДК Прометей ООО “НГП”.

В честь 2000 летия Рождества Христова  казаки решили организовать поход по Святым местам, проехав на стальных конях от г.Салехарда, стен первого каменного храма Св.Петра и Павла на Ямале, до Гроба Господня в Иерусалиме. Это будет актом покаяния за всех тех, кто живот свой положил за други своя и Отечество!   Первым откликнулся нам в помощь генеральный директор АО “РИТЭК” Грайфер В.И., были заказаны рекламные проспекты, начата организационная работа и 14 августа 2001 года в п. Ямбург Надымского района на встрече с Его Святейшеством торжественно вручены Патриарху. Генеральный директор ООО “Ямбурггаздобыча”, Александр Георгиевич Ананенков предложил расширить маршрут похода по святым местам, я предложил посетить Австралию, где сейчас находится  Чудотворная Абалакская икона Божьей матери, вывезенная казаками Колчака из России в 20-х годах.

С великой радостью восприняли Надымские казаки решение Священного синода о прославлении новомучеников Российских, в том числе Св. Царя Николая, Св. Петра Полянского, митрополита Крутицкого и Коломенского, Патриаршего местоблюстителя находившегося в ссылке в Надымском районе п.ХЭ., а также Св. Гермогена Тобольского, Св. Патриарха Тихона. Надымские казаки постановили решением совета атаманов, заказать для похода икону Св. Царя Николая и Св. Николая Можайского с деяниями покорения Сибири Ермаком и приложить её к Гробу Господню в Иерусалиме. Господь и здесь явил свое провидение. Будучи участником 10-х юбилейных Рождественских Патриарших чтений в г.Москве в 2002 году, я искал возможность написания икон и просил молитвенной помощи. Узнав об организации этого благо и богоугодного дела, всемирно известный Залитский старец, митрофорный протоиерей Николай Гурьянов, улыбнулся и на Первосвятительское благословение положил свое: “Идти казакам Крестным ходом, за Веру, Царя и Отечество!”, передав атаману для похода, любимую Им икону “Страшного суда”.

 


Подготовка и этого благого и богоугодного дела не осталась без внимания разрушителей. Мне вспоминается 1990 год Начала возрождения, когда сам разговор о строительстве храма в г.Надыме вызывал ужас и боязнь последующих репрессий, ведь впереди был 1993 год и расстрел России. Наши благие начинания не обходились без гонений. Модным сейчас стало ходить в храм, учится в семинариях и по окончании в двадцать лет становится Святыми отцами. Получив специальное образование, брать в руки штурвал корабля, безответственно пускаясь в плавание по мирскому океану ревущих страстей без жизненного опыта. Откуда же сегодня в этой среде появились хамы и грубияны?  Почему не в почете на Тюменской земле оказались старейшие священники, митрофорные протоиереи, пережившие тяжелейшие годы Советского правления? Это явление мы оставляем на суд  Божий и истории, хотя сегодня очевидно те, кто предал государя в 1917 году, сегодня противодействуя Его прославлению, ввергают Россию в очередную стихию смуты забывая, что со временем все возвращается на круги своя.

 

В 1996 год году, находясь в очередном витке гонений, войсковой священник, митрофорный протоиерей Валерий Гордеев благословил меня поехать за душевным успокоением и добрым советом к старцу Косьме Свято-Троицко-Сергиевой лавры. Долго я ждал у проходной монастыря, уже вечерело, жена ставила свечи в храме, казачьей формы у меня не было и я никуда пробиться не мог. И вдруг Господь явил мне промысел. Прямо на меня идет монах с охапкой букетов разного вида цветов в одной руке и арбузом в сопровождении сияющих от радости, со слезами на глазах разного возраста женщин и мужчин. Подойдя ближе, окинув взглядом, сказал мне: “ А ты иди и жди меня в беседке”. Я отвечаю, что мне надо к старцу Косьме, улыбнувшись отец  сказал: “Проводите его к Косьме и пусть ждет  меня в беседке”. Я спросил кто это, находившийся рядом священник ответил: “Врачеватель душ старец Герман”. Старца Косьму я так и не нашел, передал подписанный ему проспект “По зову сердца”. Отужинав в монастырской трапезной я пошел в беседку. Не успев присесть, как  ко мне подошел отец Герман и сходу говорит: “А ты чего хотел, ты столько сделал и чтобы тебя оставили в покое”. Словно пять минут пролетело за разговором пять часов. В полночь я вышел с беседки, на стоянке в лавре осталась только газпромовская “Волга”, жена в ужасе от мыслей куда я мог пропасть, не находила себе места. Наш попутчик до Москвы, священник успокоил супругу, в дороге рассказывая, что он служил с отцом Германом с Краснознаменном Среднеазиатском пограничном округе с 1961 по 1963 год. Отец Герман был водителем, возил генерала, начальника особого отдела.

Прошло шесть лет.7 марта 2002 года, я совершил паломничество к мощам Св. Преподобного Сергия Радонежского, не успев купить билеты с общей делегацией десятых Рождественских Патриарших чтений в Храме Христа Спасителя. Пришлось отправится с родственницей на её автомобиле. Зайдя в храм Св.Иоанна Предтечи справился о отце Германе. Мне сказали, что Его основная резиденция в храме Св.Петра и Павла. Ожидая отца Германа, ко мне подошел бородатый, низкого роста человече, и начал расспрашивать кто я и откуда, постоянно бормоча: “Чудо, чудо”. Оказалось, что это художник Александр Иванович Родиков и час назад отец Герман благословил Его на встречу с атаманом, который должен заказать к написанию икону Св.Царя Николая и пройти покаянным крестным ходом по России. Так было сказано священнику из Подмосковья во время явленья Св.Царя Николая, что надо делать для спасения  Святой Руси. Александру Ивановичу я ответил, что собираюсь заказывать икону в Софрино для того, чтобы освятить у Гроба Господня в Иерусалиме. В это время вышел отец Герман и дал команду заходить в Его келию на встречу. Так через шесть лет состоялась вторая встреча с отцом Германом, положившая началу нового Великого исторического пути спасения Руси. 17 июля большая икона Св.Царя Николая в сонме святых размером 175/210 см. освящена, начала мироточить и приняла участие во Всемирных празднествах 100 летия прославления Св.Пр.Серафима Саровского пройдя от Сергиева Посада через Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь, который считается вторым Иерусалимом и Афоном  до Дивевево. Всего пройдено автотранспортом около трех тысяч километров, их них более пятидесяти пешком с иконой на носилках с 25 июля по 2 августа 2003 года.

Председатель Государственной Думы ЯНАО Сергей Николаевич Харючи, поздравляя участников седьмого традиционного фестиваля песни и танца “Казачий круг-2002” отметил: “Вы ищите и находите в культурном наследии  российского народа чистые истоки духовности и нравственности. Проведение подобных мероприятий не только пробуждает интерес к истории Российского Отечества и родной земле, но и несет в себе миссию духовного возрождения России формируя, патриотическое начало у молодежи”.

Мы Свято сбережем в душе Воскресный огонь, который зажжет древние очаги наших предков и выведет наш народ н новым сияющим горизонтам!

Казачий полковник С.Н. Кришталь

Исторический очерк

- 2000 летию Рождества Христова,

К-420 летию Сибирского казачьего войска,

-400 летию  дома Романовых,

-Началу возрождения казачества и Православия на Ямале

ЗА

ВЕРУ,

ЦАРЯ,

И

ОТЕЧЕСТВО!

г. Надым