Главная Деятельность РОО "НКО" г. Надым Водород в ближайшем будущем станет основным чистым топливом для распределённой энергетики и транспорта.

Страны, перешедшие на шестой технологический передел, будут отличаться от прочих стран количеством водородных заправок. Так, в одном только Лос-Анджелесе таких заправок сегодня насчитывается 100 штук. В России пока нет ни одной.

Крупнейшие мировые автоконцерны уже запустили в серию производство автомобилей на водородном топливном элементе, который химически преобразует водород в электрическую энергию без вращающихся деталей с КПД более 70%.  

Но экологическую чистоту водорода портит самый распространённый и дешёвый способ его производства путем пароводяной конверсии природного газа, сопровождающийся выбросом СО в атмосферу.

Однако, российскими учёными эта проблема сегодня решена. В Институте прикладной физики РАН создана пиролизная установка конверсии природного газа, которая не имеет вредных выбросов в атмосферу, выдаёт чистый водород себестоимостью ниже пароводяной конверсии и дополнительно углерод в твердом виде.

С другой стороны, в уникальных газовых месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона до 30% извлекаемых запасов природного газа, имеющего давление на устьях скважин 22 Атм, сегодня остаются не востребованными, потому что их нельзя доставить на дальнее расстояние.

На дальнее расстояние нельзя, а вот до места ближайшего от всех месторождений пересечения магистральных газопроводов возле города Надыма, можно. По данным ПАО «Газпром» этот объём низконапорного газа, который можно подать в Надымский газовый крест со всех месторождений превышает 3 трлн. куб. м.

  По данным того же ПАО «Газпром» более 20% газопроводов сертифицированы на давление ниже магистрального. То есть, каждый пятый газопровод простаивает, а мог бы транспортировать до Надыма газ.

И так, свободный газ есть, свободные газопроводы есть, пиролизная установка есть, но надо её сделать в промышленном объёме. При этом, имеющаяся рабочая газодобывающая и газотранспортная инфраструктура дополнительно отразится на снижении себестоимости, как мы помним, самого дешёвого пиролизного водорода, а так же загрузит простаивающие производственные мощности Газпрома.

Остаются вопросы - где хранить, куда и как поставлять водород?

Хранение газообразного водорода аналогично хранению природного газа, только отличается повышенной токсичностью, которая практически исчезает при хранении водорода в истощённых газоносных пластах. И в этом смысле, расположение водородного производства в точке пересечения всех магистральных газопроводов, предоставляет уникальные возможности для хранения водорода в любом удобном истощённом месторождении.

Для транспортировки водорода до зарубежных и будущих российских заправочных станций потребуется криотранспортная инфраструктура, которая, на наше счастье, у нас уже создана для сжиженного природного газа СПГ (криотерминал в Сабетте, морские криотанкера и ж/д участок Лабытнанги-Сабетта), за исключением ж/д участка Надым-Лабытнанги, который находится в стадии строительства.

То, что основную часть маршрута до потребителя водород будет преодолевать по воде, а так же возможность его дешёвого и длительного хранения, должно дополнительно отразиться на снижении его себестоимости, повышении конкурентоспособности и надёжности поставок надымского водорода.

Удивительное расположение Надыма (возле пересечения всех магистральных газопроводов), вокруг которого уже создана практически вся (кроме пиролизной установки) необходимая для производства, хранения и транспортировки водорода гигантская инфраструктура, снижающая в сотни раз основные инвестиционные потребности, позволяет надеяться, что при правильной организации данного вопроса Россия через Надым и Сабетту сможет навечно стать крупнейшим в Мире производителем и поставщиком чистого водорода для зелёной энергетики и зелёного транспорта.