Главная История казачества 1 декабря 2012 года в г. Омске, исторической столице сибирских казаков, прошёл торжественный войсковой сбор, посвящённый 430-й годовщине Сибирского казачьего войска.

 

 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ 

 

         1 декабря 2012 года в г. Омске, исторической столице сибирских казаков, прошёл торжественный войсковой сбор, посвящённый 430-й годовщине Сибирского казачьего войска Межрегиональной общественной организации «Сибирское казачье войско», входящей в состав Союза казаков России. В работе Совета приняли участие представитель Администрации г. Омска А.И. Казанцев, ветеран Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенант  В.В. Мороз, представители общественных организаций г. Омска, войсковой священник сибирского казачества Отец Александр (Горбунов), настоятель Свято - Успенского кафедрального собора Отец Олег (Гонженко). В соответствии с установленными нормами в работе торжественного войскового сбора приняли участие 157 человек из семи регионов Западной Сибири и четырёх областей Республики Казахстан.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ ВОЙСКОВОГО СБОРА:

 

1.Доклад войскового атамана С.М. Толмачёва, посвящённый 430-й годовщине Сибирского казачьего войска.

2.Содоклад заместителя атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков Г.С. Зайцева.

3.Поздравления государственных и общественных организаций.

4.Награждение.

5.Разное.                                                                

С поздравлениями торжественному войсковому сбору выступили:

 

1.Зачитано поздравление Верховного атамана Общероссийской общественной организации «Союз казаков» П.Ф. Задорожного.

2.А.И. Казанцев – по поручению Администрации г. Омска.

3.Помощник председателя Тюменской областной Думы Г.С. Зайцев зачитал поздравление от председателя Тюменской областной Думы С.Е. Корепанова.

4.В.В. Мороз -  генерал-лейтенант, ветеран Вооружённых Сил РФ.

5.В.И. Степанченко, первый заместитель атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков, зачитал поздравительный адрес как депутат, руководитель фракции в Законодательном собрании Ямало-Ненецкого автономного округа.

6.Н.И. Киосе, атаман Обь-Иртышского отдела, заместитель атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков зачитал благодарственное письмо Сибирскому казачьему войску по поручению главы г. Нефтеюганска В.А. Бурчевского.

7.В.А. Раков, первый заместитель атамана МОО «Сибирское казачье войско», атаман Союза казаков Новосибирской области, зачитал благодарственное письмо Сибирскому казачьему войску председателя Совета Новосибирского добровольческого движения особого назначения (ДОН) в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса, депутата Совета депутатов г. Новосибирска А.Н. Люлько.\

8.О.Г. Шилов, кошевой атаман Кустанайского отдела поздравил по поручению казаков, проживающих в Республике Казахстан.

9.А.В. Сафронов, гл. редактор журнала «Казачье братство» по поручению редакции журнала.

10.Затем были озвучены поздравления от походного священника Союза казаков России Отца Сергия (Лепихина), казачьих войск входящих в Общероссийскую общественную организацию «Союз казаков».

11.К казакам МОО «Сибирское казачье войско» обратились войсковой священник Отец Александр (Горбунов), настоятель Свято-Успенского кафедрального собора Отец Олег (Гонженко).

После поздравлений состоялась процедура награждения, затем участники фольклорного казачьего коллектива художественной самодеятельности «Горница» г. Омска под руководством Ю.В.Гаськова и Новосибирского фольклорного казачьего ансамбля «Майдан» под руководством С.Г. Горбунова выступили с праздничным концертом.

         В заключении состоялась братская трапеза.

         По окончании мероприятий делегаты торжественного войскового сбора высказали слова признательности и благодарности омским казакам за отличную организацию и гостеприимство.

   Пресс- служба МОО «Сибирское казачье войско». 

 

Доклад войскового атамана С.М. Толмачёва посвящённый 430-й годовщине Сибирского казачьего войска

1 декабря 2012 г.

 

 Уважаемые священнослужители: Отец Александр, Отец Олег, господа старики, братья казаки, сёстры казачки, уважаемые гости!

 

         Снова, как и на протяжении многих столетий, сибирские казаки собрались в своей исторической столице для того, чтобы отметить теперь уже 430-ю годовщину Сибирского казачьего войска. В этой связи атаманское войсковое правление искренне  и сердечно приветствует всех, для кого дорога история нашего Отечества, а для нас она немыслима без истории казачества.

 

         Спасибо Администрации г. Омска, что она откликнулась и приняла участие в торжественном войсковом сборе.

 

         Мы выражаем искреннюю признательность и благодарность руководству Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области, лично начальнику С.В. Корючину за возможность проведения торжественного сбора в профилактории Управления.

 

         В отечественной истории есть два понятия, которые по сей день неразделимы в нашем сознании: Россия и казачество. Их судьбы за многие столетия так переплелись между собой, что в мировом летописании под казачеством нередко понимается Россия, а в осмыслении судьбы России неизменно присутствует тернистый путь казачества, шагнувшего в век нынешний из эпохи Древней Руси.

 

         История русского казачества с древности славна и праведна. Поселившиеся на южных степных окраинах русских земель вольные люди называли себя казаками. Исстари казаки селились в диких, труднодоступных, пустынных местах Дикого поля. Свои поселения (городки-крепости) они обычно ставили на берегах больших судоходных рек – Дона, Волги, Днепра, Яика (Урала), Терека и их притоков. Именно здесь в 15-16 веках образовались самостоятельные общины донских, волжских, днепровских, яицких, терских, гребенских казаков.

 

         Казачеству с самого начала проживания на южных границах России пришлось выдержать многовековую борьбу с воинственными кочевыми народами, которые заселяли степь.

 

         Московское царство не сразу признало казаков своими верноподданными. Причина крылась в том, что казаки как люди вольные и свободолюбивые не раз с оружием в руках становились деятельными участниками народных восстаний, начиная со Смутного времени, едва не ставшего гибелью для нашего Отечества.

 

Государство и казачество долго притирались между собой. А когда обе стороны поняли, что их исторические пути неразделимы, то оказалось, что Россия обладает уникальным воинским сословием казаков-землепашцев - людей, готовых в любой день и час взяться за оружие, сесть на коней, пойти в любой поход, сражаться доблестно, беззаветно и бескорыстно за любимое Отечество, которое, к слову сказать, далеко не всегда благоволило к верному ему на поле брани и в повседневной жизни казачеству.

 

         Куда бы ни раздвигались границы государства Российского, всегда туда шли первопроходцы-казаки. Именно они первыми обживали далёкие просторы Сибири, Дальней России, осваивали степи Кубани, Терека, Южного Поволжья, Оренбургский край, прокладывали морские пути по Северному Ледовитому и Тихому океану. Казаки играли ведущую роль в геополитических устремлениях нашего государства на протяжении многих столетий.

 

         Изначально казаки были для Руси, Русского государства, Российской империи прежде всего стражами её порубежья на юге и востоке. Казачьи войска возникали либо в силу сложившихся обстоятельств на пограничной черте, или создавались по высочайшей воле государей для охраны границы. Эту историческую задачу они решали вплоть до 1917 года.

 

         Русское казачество пережило трагедию расказачивания, когда большевики в 20-х годах прошлого столетия проводили по отношению к населению казачьих областей политику геноцида.

 

         Сегодня в канун 430-летия Сибирского казачьего войска обратим свой взор к истокам. 1 сентября 1580 г. Ермак направился в поход против Сибирского хана с отрядом в 840 человек. 26 октября 1581 года, потеряв в упорных боях 107 человек убитыми, казаки Ермака заняли столицу Сибирского ханства Искер.

 

          6 декабря по старому стилю (19 декабря по новому) посольство прибыло в столицу, и Иван Кольцо от имени Ермака «бил челом» Ивану Грозному новым царством Сибирским. Царь простил казаков, выдал грамоту, в которой Ермак именовался князем Сибирским. 5 августа 1584 г., попав в засаду, Ермак погиб во время ночного боя. Остатки отряда Ермака в 1587 г. основали укреплённые городаТобольск, Тюмень. В результате присоединения Сибири Русское государство стало не только европейским, но и азиатским государством, стало Россией. Сибирские казаки происходили из семей тех служилых казаков, которые за два века миграции с Дона привязались к богатому лесному северу и не пожелали возвратиться на южные реки. Потомки прежних городовых казаков пришли в Сибирь с новых мест расселения: из Зырянской земли, северных русских городов (Вычегды, Ваги, Холмогор, Устюга, Вятки), Казани. В Енисейском и Красноярском острогах были поселены и днепровские казаки-черкасы, которые попадали в Сибирь как пленные или ссыльные.

 

          В 1639 г. произошло знаменательное событие – группа казаков под водительством И.Ю. Московитина вышла к берегам Тихого океана. Казаки С.И.Дежнёва во время плавания в 1648 г. открыли пролив, который позже стал называться Беринговым.

 

         В покорении и освоении Сибири большое значение имела военно-административная деятельность сибирского казачества. Без преувеличения можно сказать, что не было такой службы, такого поручения, такого дела, которое бы волею начальства не возлагалась на казаков. Многообразие обязанностей, соединённых с безукоризненностью исполнения, составляло отличительную особенность сибирского служилого казачества. Самостоятельность и ответственность в тогда далеко не мирной Сибири требовали от казаков необычной энергии, выносливости, расторопности, находчивости, решительности и даже самоотверженности, готовности к принятию решений на собственный страх и риск отвечать за последствия своих действий. Постоянно спрашивать начальственных указаний за сотни и тысячи вёрст не было возможности и важно было брать на себя ответственность в течение целых месяцев и даже годов.

 

         С 1723 г. казаков царским указом велено было именовать военно-служилым народом. Участие казаков в походах регулярных войск и вообще вооружённой обороне государства стало определяться исключительно велениями русской государственной власти, исходившей из общегосударственных интересов.

 

          В 1714 г. Пётр I приказал снарядить экспедицию под руководством подполковника  Бухгольца, поручив построить город у Ямышева озера (Балхаша) и завладеть Еркендом. Однако первая попытка осуществить замысел оказалась неудачной. И всё же это не остановило казаков от движения вниз по Иртышу. Постепенно была построена Ямышевая крепость, возведены Омск, Железинская, Семипалатинская и Долонская крепости.  Затем была заложена Усть-Каменогорская крепость и построены семь промежуточных форпостов. Экспедиции, направленные Петром I, по существу были обращены в будущее и имели важное значение, создавая плацдармы для проведения политики в Средней Азии, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

 

         Примечательным для отношений между Россией, народами и племенами Средней Азии стал 1734 год с окончательным переходом в российское подданство Большой и Средней киргиз-кайсацких орд. С этого времени защита укреплённых линий стала одной из важнейших задач сибирских и оренбургских казаков. В 1742 г. только благодаря вмешательству сибирских и оренбургских казаков, а также регулярной армии киргиз-кайсаки были спасены от полного уничтожения джунгарами. С другой стороны, казаки принимали активное участие в подавлении выступлений местного населения. Так, в 1750 году казаки усмиряли башкир и киргизов.

 

         В 1845-1846 гг. большинство правителей Старшего жуза  (ныне Казахстан) добровольно приняло российское подданство. До этого ханы Старшего жуза многократно просили принять их  в состав России. Это позволило русскому командованию приступить к созданию укреплённых линий по Сырдарье до крепости Перовск и от Семипалатинска до Верного. Имея в виду необходимость упрочения России в Семиречье, генерал Анненков писал из Омска в военное министерство: «Став однажды твёрдою ногою на р. Или, мы должны иметь под рукою все средства, чтобы поддержать себя и те племена, которые приобретут наше покровительство». В 1834-1847 гг. сибирские казаки боролись против восставших кригиз-кайсаков, которыми руководил К. Касимов, следует отметить, что в этой борьбе казаки вновь показали себя умелыми воинами. Например, в 1826 году разъезд сибирских казаков из 15 человек оказывал сопротивление 500 киргизам в течение целого дня, пока к ним не подошло подкрепление. В 1838 г. 32 сибирских казака бились с 1 тысячей степняков.

 

14 июля 1867 г. из 9-го и 10-го полковых округов Сибирского казачьего войска на базе 14 станиц и выселков с населением в 15 тыс. человек были учреждены Семиреченская область и Семиреченское казачье войско, подчинённое Туркестанскому генерал-губернатору. Войско было создано для обороны восточных границ Туркестана, несения сторожевой и охранной службы, выполнения ряда полицейских функций, размещалось в Семиреченской области и делилось на три отдела.

 

Сибирские казаки приняли активное участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. и Первой мировой войне. Отметим, что свом мужеством и героическими подвигами они вписали много славных страниц в историю казачьих войск и прославили русское оружие, сражаясь на западе и востоке.

 

Казак был по своей натуре государственником, как и многие служилые люди. Сотни лет он стоял на страже интересов Российской империи. Охраняя и защищая государственную границу, участвуя во всех войнах и вооружённых конфликтах, на далёких окраинах империи он был единственной реальной силой, вынужден был выполнять иногда обязанности не только полицейского, но и жандарма и даже гражданского чиновника.

 

Императорский двор сроднился с казачеством. Государь носил казачий мундир. Но казаков больше связывала не только форма одежды, хотя она имеет глубокий смысл, прежде всего присяга, верность слову, произнесённому у святых реликвий.

 

Октябрьский переворот 1917 года и последовавшая за ним Гражданская война раскололи Россию, раскололи казачество и привели их к гибели. После Гражданской войны официальная пропаганда старалась стереть из памяти героические страницы нашей истории, прежде всего связанные с подвигами казаков. Пренебрегла большевистская власть и мнением Л.Н. Толстого: «Казаки создали Россию». Ей более близки были слова Л.Д.Троцкого: «У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством».

 

К сожалению, в основе политики советской власти утверждалась вторая точка зрения, которая отрицала не только самобытную историю казачества, но и право его на жизнь по своим обычаям и традициям. Казаков называли беглыми холопами.

 

Сегодня нет возможности вернуть прошлое, прежний уклад жизни, но необходимо восстановить прерванную связь поколений. Движение по  возрождению и становлению казачества на базе общих духовных, культурных, социально-экономических интересов – одна из форм выражения русского национального самосознания. С проведения  Учредительного круга Союза казаков России в июне 1990 г. начался процесс возрождения в рамках общественной организации. За короткий промежуток времени удалось возродить все традиционные казачьи войска, создать структуру, наладить управление. С самого начала возрождения на казачество сразу обратили внимание, как наши сторонники, так и «доброжелатели». Определённые политические силы для развала казачьего движения сразу стали плодить псевдоказачьи организации, да и внутри самого Союза казаков оказалось немало случайных людей.

 

Несмотря на это, Союз казаков и МОО «Сибирское казачье войско» выдержали проверку временем. В настоящее время Сибирское казачье войско значительно укрепило атаманское правление, региональные отделения возглавляют в основном  опытные, проверенные жизнью атаманы. Во многих регионах атаманские правления конструктивно взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления. Созданы казачьи кадетские классы, ежегодно проводятся фестивали казачьей культуры. Проводятся лагерно-полевые сборы и учебные стрельбы  казачьей молодёжи. При воспитании молодёжи мы особенно внимательно должны изучать опыт наших предков. Раньше многое в воспитании отличало молодого казака от других слоёв общества. С детства ему внушали простые истины: «безделье – зло, враньё – подлость, воровство – грех, тюрьма-позор». В воспитании казака большое внимание уделялось любовному отношению к семье, женщине, ветеранам.

 

В обращении к женщине звучали ласковые слова, поэтому крепкими были семейные узы.

 

Особым вниманием были окружены ветераны. В каждое войско был зачислен высший военный чин, который не служил в войске, а  был почётным казаком. Неотъемлемой частью жизни казака была символика. В службе и быту казака всё было наполнено определённым смыслом. Казак носил серьгу не ради украшения, а чтобы показать своё место и роль в роду.

 

Вся жизнь молодого казака была посвящена подготовке к службе. Казак обязан был знать имена героев казачества. Все казаки, достигшие 19-летнего возраста, собирались в заранее назначенном месте, на лучших конях и в полной экипировке с оружием. Самым удалым наездникам атаман дарил нарядные уздечки, разукрашенные сёдла, оружие. Такие награды ценились очень высоко.

 

Настоящим праздником были проводы на действительную военную службу. Отцы новобранцев давали советы своим сыновьям. Казаки жили  не только настоящим, но и будущим, видя его прежде всего в своих детях и внуках, обращая внимание на их воспитание.

 

Возвращаясь к проблемам нашего становления, не могу не отметить, что за прошедшие годы нами сделано немало. Судите сами, для полноценной работы такой общественной организации, как Союз казаков, необходимы  как минимум четыре фактора. Наличие идеологии, человеческого ресурса, финансовых средств и материальной базы. Фактически при отсутствии многого нам за прошедшие годы удалось не только сохранить организацию, но и значительно окрепнуть, и в этом заслуга, прежде всего, атаманов и самих казаков, т.е.  человеческого фактора.

 

Безусловно, как общественная организация мы состоялись и являемся заметным общественным движением в России.

 

Что касается  государственной службы казачества, то для этого требуется время и политическая воля. Пока здесь дальше деклараций дело не движется, и в этом нет заинтересованности государственного чиновного люда федерального уровня.

 

И тем не менее сегодня наметились положительные тенденции по консолидации здоровых сил казачества. Сибирские казаки в канун 430-летия стремятся  по возможности верно и более обстоятельно узнать всё лучшее, что было в прошлые времена, для того чтобы утверждать добрые начала в повседневной жизни.

 

В заключение необходимо отметить, что Сибирское казачье войско с момента своего образования стало играть ключевую роль на востоке страны, со временем, примерно такую, какую играло в Европейской части России Всевеликое войско Донское. Именно Сибирское казачье войско явилось прародителем казачьих войск за Уральским хребтом. В Российской империи оно было третьим по старшинству после Всевеликого войска Донского и Терского казачьего войска. А до 1917 года войсковой праздник  Сибирского казачьего войска 6 декабря по старому стилю (19 декабря) по новому, отмечался и как день присоединения Сибири к России. Братья казаки. Будем  достойны своих предков и сделаем всё от нас зависящее для возрождения былой славы сибирского казачества.

 

Зайцев Г.С.

 советник Верховного атамана СКР 

2012 год является годом Российской истории, а для казаков и всех нас он юбилейный - это год 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, где не последнюю роль сыграли казаки, 430-летия СКВ и присоединения Сибири к России, и конечно 200-летия Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон не проиграв ни одного сражения с Российской армией, тем не имением проиграл войну в целом. И этот факт глубоко символичен, показателен и отражает нашу уникальность. К 1917 г. в Российской империи было 11 казачьих войск и несколько отдельно поселенных казачьих полков, насчитывалось в казачестве около 4,5 миллиона человек (2,4% от всего населения страны), с не казачьим населением – около 11 миллионов [Крикунов П. Казаки между Гитлером и Сталиным (Крестовый поход против большевиков). – М.-Яуза, 2005.]. История возникновения казаков уходит в глубь веков и до сих пор учёные спорят, откуда появились казаки! Французский исследователь Ив Бреэре в своём историческом очерке «Казаки» пишет: «Гордые и воинственные, они разбили биваки на Елисейских полях, покорили Сибирь и достигли берегов Аляски. …Они, эти земные бродяги, появились из ниоткуда. Вернее – пришли из степей, вконец истерзанных набегами» [Бреэре Ив. «Казаки: Исторический очерк /Пер. с французского В.В. Каледина. – М.; Воениздат, 1992. С. 4, 5]. Среди казачьих войск России особое место занимает Сибирское. Во-первых; оно не реликтовое (корневое), формировалось, как служилое войско, на полиэтноконфессиональной основе и никогда не было вольным. Во-вторых; оно не было территориально локализовано, как это было с казачьими войсками Европейской России, а распространялось на огромных территориях Урало-Сибирского региона. В-третьих; Сибирское войско является родоначальником всех казачьих войск Азиатской России, и первым атаманом казаков Сибири был Ермак Тимофеевич. С именем атамана Ермака установилась новая историческая парадигма, которая в дальнейшем повлияла на всё мировую историю. В этой смене исторического темпоритма меняется территориальное, историко-конфессиональное и этническое поле нашего Отечества. Россия становится Великой Евроазиатской державой. Полковник СКВ, белоэмигрант, Анатолий Дмитриевич Баженов писал: «Годом завоевания Сибири будем считать 1582-й г., т. е. год выступления Ермака в сибирский поход; год, в который 6 декабря дружина Ермака была названа Грозным «Царской Служилой Ратью». Эта дата была взята за основу и Государём Императором Николаем II, который в 1903 году повелел считать старшинство Сибирского казачьего войска с декабря 6 дня 1582 года. Отмечая 430-летия Сибирскому казачьему войску, мы не должны забывать, что «…именно наличие казачества является современной самоидентификацией России. Казачество – это часть населения Российской Федерации, которая является не просто сплочённой, а здоровой, нравственной, внушающей оптимизм, то есть веру в будущее», читаем мы в монографии посвящённой 20-летию Союза казаков России.

 

«Казачество России, и Сибири в том числе, следует рассматривать как феномен отечественной истории, порождённый всем ходом процесса образования и развития Российского государства, только ему присущий и только с ним связанный» писал выдающийся историк-казаковед Недбай Ю.Г. в двухтомной монографии о Сибирском казачьем войске [].

 

Сибирские казаки за 430 лет своей истории покрыли себя неувядаемой славой. Наши предки принимали участие практически во всех войнах, которые вела Россия.

 

 

Как уже упоминалось выше, мы отмечаем 200-летие Отечественной войне 1812 года, которая была всенародной, кровопролитной и по праву её можно назвать Великой. Именно в этот славный год казачьи части завоевали бессмертную славу защитников земли Русской. Война 1812 – 1813 годов против Наполеона была последней, в которой казаки могли проявить высшие качества полевой легкой конницы, отжившего мира кочевников. Для нашествия на Россию, Наполеон подготовил и возглавил гигантскую армию почти в 650 тыс. человек. В составе Российских армий имелось 36 казачьих полков, затем их численность возросла до 63. Всего же в боевых действиях против наполеоновских войск участвовало свыше 100 тысяч Донских, Кубанских, Оренбургских, Уральских, Украинских, Бугских, Малороссийских и Башкирских казачьих полков, из которых 14 полков были сведены в Отдельный летучий корпус под командованием войскового атамана Донского казачьего войска генерала от кавалерии Платова Матвея Ивановича, а так же 2 конноартиллерийские роты. Именно этот корпус отличался наибольшей активностью [казачья энциклопедия СКР, стр.421]. Наполеону приписывают крылатое выражение: «Счастлив полководец, у которого есть казаки. Была бы у меня армия из одних казаков, я покорил бы всё Европу», но документально пока это не установлено. Наполеон восхищался казаками и говорил о них: «Русские ценят обученный полк казаков наравне с тремя необученными. В этих полках ничто не стоит внимания, кроме самого казака: он хорошо сложен, силён, ловок, сметлив, хороший кавалерист и неутомим. Он рождён на коне, вырос среди гражданских войн и на равнине представляет собой то же самое, что бедуин в пустыне, что горный житель в Альпах. Он никогда не живёт в доме, не спит в постели и на заходе солнца меняет место ночлега, чтобы не проводить ночь в месте, где он мог быть замечен неприятелем» [«Наполеон. Избранные произведения. М. воеиздат.1956. стр. 659»]. Вокруг Москвы, после того как её оставила русская армия, действовало более 10 армейских партизанских отрядов. В их состав помимо регулярных войск входили 36 казачьих полков. Они совместно с крестьянскими отрядами почти сплошным подвижным кольцом окружили Москву, не позволяя фуражирам неприятеля удаляться от неё далее 15-30 км. Наиболее активно действовали отряды подполковника Д.В. Давыдова, капитана А.Н. Сеславина и др., в составе которых были казаки [казачья энциклопедия СКР, стр.422]. . «Не знаешь, - писали в то время про казаков французы, - как против них действовать; развернешь линию – они мгновенно соберутся в колонну и прорвут ее; хочешь атаковать их колонной – они быстро развертываются и охватывают ее со всех сторон…». «Казаки делают войну весьма опасной, - писал француз де Брак, - в особенности для тех офицеров, которые предназначены производить разведки. Многие из них довольствовались обыкновенно тем, что успевали узнать от местных жителей, и из опасения наткнуться на казаков никогда не проверяли на месте эти показания, а потому император не мог узнать того, что происходило в неприятельских войсках…».

 

Одним из самых ярких эпизодов войны 1812 г. стали события в октябре 1812 г. под Малоярославцем, когда три казачьих отряда, отправленные Матвей Ивановичем Платовым в разведку, едва не взяли в плен Наполеона. Вот как описывал это событие казачий историк эмигрант, генерал-майор И. Быкадоров: «Начальники вышеуказанных партий съехались и решили захватить орудия. Донцы скрытно подошли поближе и, быстро построившись в лаву, с гиком понеслись и на артиллерию, и на прикрытие. Артиллерия бросилась в сторону целиной, но донцы настигли ее, перебили прислугу и захватили 50 орудий. Пока одни казаки поворачивали пушки, намереваясь их увезти, другие бросились на обозы, часть рассыпавшихся казаков налетела на неприятельский эскадрон, стоявший на месте близ с. Городни. Посреди эскадрона был сам французский император Наполеон. Заря только что занималась, и нельзя было отличить его от других офицеров. Казаки изрубили часть эскадрона, но с другою частью Наполеон успел ускакать. Если бы донцы знали, что на месте боя находится сам Наполеон, конечно, бросили бы и обоз и артиллерию. На выручку артиллерии подоспела французская кавалерия. Донцы захватили 11 орудий, испортив остальные, часть обоза и отступили». Об этом же эпизоде писал Коленкур Арман-Огюстен-Луи (1773 - 1827). Маркиз де, герцог Винченский, Дивизионный генерал. В 1812 г. обеp-шталмейстеp, находился при штабе Великой Армии: «Не подлежит сомнению, что если бы император выехал, как он сначала хотел, ещё до рассвета, то он оказался бы в сопровождении, лишь своего конвоя и восьми генералов и офицеров как раз посреди этой тучи казаков. Если бы казаки, оказавшиеся под самым нашим носом и на один момент окружившие нас, были более решительны и ринулись бы на дорогу, вместо того чтобы с рёвом рубить направо и налево по обеим сторонам дороги, то они захватили бы нас, прежде чем эскадроны успели бы прийти к нам на помощь» [Коленкур, стр.203, 204]. Очень интересное воспоминание о казаках, их нравственности, оставил нам врач Великой армии Генрих Роос: «… Мы и поляки под командованием Понятовского сражались целый день, а к вечеру, при дожде встали лагерем у деревни. Казаки со страшным шумом набросились на деревню, захватили всех, кто там находился. Один прусский ротмистр, который по нездоровью устроился на постой в этой деревне, ускользнул от них, бросив, однако всё, что у него было. Вернувшись в деревню после ухода казаков, он нашёл свой походный сундук вскрытым, всё содержимое лежало на столе, но ничего не пропало. Такое необычное явление он приписал тому обстоятельству, что когда-то, ещё перед Тильзитским миром, он получил от императора Александра орден св. Владимира; вероятно, заметив этот орден на мундире офицера, казаки из уважения к нему не тронули других вещей» [Французы в России, т.2, Росс. стр. 67-68].

 

В этой войне не участвовало Сибирское казачье войско, но оно охраняло восточные и среднеазиатские рубежи нашей Державы! Вместе с тем в войне принимали участие наши земляки. Общее количество сибиряков в армии России в 1812 году составляло около 27 тысяч человек. 38-й Тобольский полк, сформированный ещё при Петре Первом, входил в 4-ю пехотную дивизию Евгения Вюртембергского. В Смоленском сражении отличился именно этот полк.

 

Хочу привести предсмертные слова Войскового Донского атамана Матвея Ивановича Платова, которые передаются из уст в уста казаки: «Мы рождены не для прогулок по паркам и не для сидения на мягких диванных подушках. Нашей священной миссией всегда были сражения за родную землю в бескрайних степях, в лесах и болотах, под палящим солнцем и под проливным дождём. Нашим приютом чаще всего были горящие костры и наспех построенные шалаши…Таков наш удел, таковым ему оставаться и вовеки…».[Бреэре Ив. «Казаки: Исторический очерк /Пер. с французского В.В. Каледина. – М.; Воениздат, 1992. С. 110]

 

Заканчивая своё выступление фрагментом стихотворения «Казаки Империи», - хорунжего Сибирского казачьего войска А.А. Грызова, литературный псевдоним Ачаир, которое как нельзя лучше, характеризует славное прошлое Российского казачества.

 

 

Мы устаём, - нас угнетают беды;

 

Мы отстаём, - в глазах уж меркнет свет,

 

Но мы стоим, как нас учили деды;

 

Мы устоим – таков отцов завет!