Главная История Ямала История Ямала Ямальский районный музей в историческом и социокультурном пространстве Тюменского региона

Зайцев Геннадий Степанович,

основатель Ямальского районного музея ведущий научный сотрудник

ИГИ Тюменского го Государственного университета,

кандидат исторических наук,

г. Тюмень.

Ямальский районный музей в историческом и социокультурном пространстве Тюменского региона.

 

Уважаемые коллеги! Проводимая конференция «Музей и наука», является актуальной в настоящее время, так как музеи усиленно выводят из орбиты научных учреждений и пытаются перевести в разряд услуг и культурно-развлекательных учреждений. Этого нельзя допустить, научно-музееведческая деятельность это одна из основных частей научного пространства России.

Как пишет один из ведущих музееведов России, доктор исторических наук, профессор О.Н. Труевцева «…история музеев – это история нашего отношения к культурному наследию, его изучению, сохранению, воспроизводства. История музеев – это история нашей памяти и беспамятства» [Труевцева, 2000, .]. И это по истине так! Если перевести слово музей на русский язык то он означает «храм муз». И жрецы этих храмов – работники музеев, которые за небольшую зарплату сохраняют и транслируют будущим поколениям нашу историю, наше культурное наследие. Музей, каким бы он не был – государственным, муниципальным, ведомственным, частным или общественным, должен решать как минимум триединую задачу: выявлять, формировать и сохранять подлинные памятники истории [Труевцева, 2000, 159.]. И на основе этих трёх задач вести культурно-просветительную работу среди населения, то есть формировать гражданскую позицию, патриотизм, любовь к Отечеству и родному краю. Таким образом, музей становится важным институтом в социокультурном пространстве той или иной территории. Создавая музей, его основатели берут на себя перед обществом ответственность, в первую очередь за сохранение многонационального культурного наследия нашего Отечества [Труевцева, 2000, 159.]. Эта же задача стояла и передо мной в девяностые годы XX столетия.

В августе 1991 года, когда в стране случился ГКЧП, мною был основан Ямальский районный музей и первоначально он носил название историко-краеведческий музей. Впоследствии музей стал называться Ямальский районный музей. Смена название носило более глубокий музееведческий характер. Расширялся диапазон районного музея, он превращался в универсальное многопрофильное музейно-научное учреждение. Но до создания районного муниципального музея в школах района создавались, гибли школьные музеи, их было достаточно много. И все школьные музеи, естественно можно считать, базовыми для ЯРМ, хотя в постановлении РИК(а) сказано, что на ЯРМ создаётся на базе школьного музея ЯШИ. Но это не совсем так, мой последний школьный музей был действительно базовым для районного музея. Но в музее ЯШИ находилась часть экспонатов школьного музея, который я создал в п. Сё-яха в 1974 году, таким образом, ЯРМ в своёй основе имеет базу двух школьных музеев. Но это предыстория создание музея. При создании музея главной задачей являлась и является сохранение и развитие этнокультуры Ямальских ненцев. Предоставленная проблема возникла не случайно, а вытекает из стержневого этносоставляющего положения Ямальского района в ЯНАО по ненцам как титульному этносу. Более 41тысяч ненцев живёт в РФ, в т.ч. более 25 тысяч в ЯНАО и в т.ч. более 10 тысяч в Ямальском районе. Проводя исследования, мы должны отметить следующий факт: Уникальная культура ненецкого народа возникла в очень сложных климатических условиях арктического побережья. Она основывается на удивительном сочетании человек- олень- тундра, этой жизненной силы и священной триады человека. Как пишет Л.В.Хомич «Культура ненцев сложилась из двух компонентов - северной и южной» [Хомич, 1966, 159.]. Мы не будем подробно рассматривать в данной работе эти компоненты, а также всё, что связано с формированием этнокультуры  и проблемой этногенеза ненцев. За 20 лет своего существования Ямальский районный музей занял определённое место в историческом, научном и социокльтурном пространстве Тюменского региона. Музей стал основным субъектом сохранения и исследования этнокультурных процессов, протекающих на Ямале в последние годы. В настоящее время продолжается промышленное освоение полуострова Ямал. По предварительным данным в зону отторжения попадёт большое количество оленьих пастбищ (ягельников), что приведёт к потере более 100 тысяч оленей из более чем 220000 выпасающихся сегодня в нашем районе. Это подорвёт этноэкологическую базу, на котором основывалась традиционная культура Ямальских ненцев. Весной 2004 года в Салехарде состоялось расширенное заседание президиума Госсовета Российской Федерации. На нём присутствовало около трёх десятков губернаторов, которые обсуждали экономические проблемы северных территорий. Бывший Президент РФ, ныне действующий Председатель Правительства РФ Путин Владимир Владимирович, единственный, кто сказал следующее: «Единственная тема, которую не затронули, - сохранение культуры и быта коренных малочисленных народов» [Газета АиФ, 2004]. Таким образом, был поднят вопрос о сохранении этнокультуры МНС. Нельзя не согласиться с бывшим Президентом России по актуальности и важности вызванной им проблеме, ибо какие бы экономические, политические вопросы не обсуждались, они ничто, в сравнении с культурным наследием любого народа, в т.ч. и МНС, которое является частью не только российской, но и мировой культуры. Музеи нашего региона это хранители первоисточников по материальной и духовной культуре. Являются своеобразными трансляторами этнокультурных традиций МНС для современников и потомков. Ямальский районный музей выполняет функции сохранения историко-культурного наследия района. В его фондах собраны сведения об археологических, этнических и экологических памятниках не только полуострова Ямал, но и некоторых районов ЯНАО. Составлены карты, описания памятников, произведены их фото-киносъёмки. За эти годы собрано около 1000 экземпляров книг по истории краеведения и этнографии. Имеется историко-краеведческая видеотека (около 60 видеофильмов). Ямальский музей является собственником и хранителем единственного в ЯНАО слайд - фильма «Священные места Ямала». Были собраны и сформированы личные фонды старожилов Ямальского района, которые помогли сформировать практически полную историю Ямала, на сегодняшний день их более ста. Коллектив ЯРМ подготовил и издал несколько учебных пособий и монографий по истории Ямала.

«История Ямала» в двух изданиях, «Очерки истории п. Яр-Сале», «Книга Памяти Ямальского района», «Край земли, устремлённый в будущее», «Музейный компас Сибири: ЯНАО» и др. Результатом работы музея являются десятки выставок, сотни статей в газетах, журналах, научных сборниках, археологических и этнографические экспедиций. Музей сотрудничает с учеными Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Тюмени, Тобольска, Барнаула, Салехарда, а также США, Финляндии и т.д. Расширяется диапазон деятельности музея, он активно включился в туристические проекты ЯНАО.

Жемчужиной музея, являются уникальные документы экспедиции П.П. Крузенштерна к берегам Ямала в 1862 году. В том числе и личный патент на чин П.П. Крузенштерна. Именно за спасение команды шхуны «Ермак», единственный ненец эпохи императора Александра II награждён серебряной медалью «За Усердие» и Почётным кафтаном из Кабинета Его Императорского величества.

Данные документы хранились у оленеводов Ямала более 130 лет.

Павел Павлович фон Крузенштерн, 1862 г. снялся в Петербурге в фотоателье перед выездом в экспедицию.

 

Благодаря своей научно-просветительской и исследовательской работе, музей стал тем общественным институтом для жителей муниципалитета, который воспитывает и формирует, патриотизм, толерантность и гражданскую позицию.

Собственно гражданская позиция населения муниципалитета позволила открыть миру находку века, по определению ЮНЕСКО, - мамонтенка Любу.

Именно в музей обратился Худи Юра о находке мумии мамонта. Музейные работники стал первым, кто поведал учёным и всему миру об удивительной находке. Мы первыми забили тревогу, когда данную находку пытались скрыть и перепродать и первыми приняли меры по его поиску [Вслух.ру, 2007].

.Находка века – мамонтёнок «Люба». (2007 г. п. Новый Порт, Ямальского района, ЯНАО).

 

Заканчивая своё выступление, хочу напомнить слова, заведующего Краснодарским войсковым казачьим музеем, войскового старшины Ивана Ефимовича Гладкого (работал 1910 г.- 1920г.): «Все мы сойдём с арены жизни, а здесь, в музее, должны остаться дела рук и разума нашего, достойные для передачи будущим поколениям», звучат они как напутствие нам нынешним музееведам хранителям вечности.

 

Литература

 

  1. 2000-2007 Тюменская региональная интернет-газета «Вслух.ру» [11:48/18.05.07]
  2. Газета АиФ№18 2004 г.с.11-12.
  3. Труевцева О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 336 с.
  4. Хомич Л.В. Ненцы: историко-этнографические очерки – М.; Л: Наука, 1966. – 329 с.